ЛЕВ - Страница 2

Это объяснение Лев никак не подтверждает, и оно не выглядит реалистичным, т.к., согласно обычаям иудеев, всё квасное должно быть убрано из жилища до начала пасхального Седера (Втор. 16). По мнению Льва, опресноки ничем не отличаются от бездушного камня и кирпичной глины, они символ страдания и горя, так что и Моисей повелевал вкушать их лишь один раз в год. Квасной же хлеб – живительный, одушевляющий и дающий теплоту. Это представление было характерно для византийских полемических сочинений данного периода. Оно восходит к платоновскому определению души как «способной двигать саму себя сущности». Греческое слово «артос» («хлеб») Лев производит от глагола «аэро» («поднимать»), что позволяет ему сравнить закваску, поднимающую тесто, с мистической силой, возвышающей человека до небес. Согласно Льву, о преимуществе греческой традиции свидетельствуют также места в Новом Завете, где последователи Христа называются «солью земли» (соль же употребляется для изготовления квасного хлеба). Лев также вспоминает слова о том, что Христос есть «священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр. 5:6, 10; 7:17), некогда вынесшего Аврааму хлеб и вино (Быт. 14:18). В Мф. 13:33 Лев видит символическое изображение церкви, которая вкладывает три меры благодати, указывающие на Отца, Сына и Святого Духа. Он задаётся вопросом о том, почему, если соль и дрожжи почитаются злом, Христос «дрожжевой» (т.е. возвышающей) благодатью Святого Духа поставил Своих учеников как «дрожжи» и «свет миру». Приводя цитаты из Священного Писания, Лев пытается доказать, что установленный 1600 лет назад Моисеем закон прекращается Евангелием. Соблюдение поста по субботам Лев отождествляет с соблюдением дня покоя, шабата, у иудеев. С помощью Нового Завета он показывает необязательность соблюдения субботы для христиан (Мф. 12:1; Мк. 2:27; Лк. 6:1–4). По мысли Льва, с пришествием в мир Христа суббота была упразднена как часть старого закона. В вопросе запрета на употребление крови и удавленины Лев прибегает к авторитету Ветхого Завета: «Не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17:14). Лев сравнивает христиан, употребляющих удавленину в пищу, с язычниками, которые едят идоложертвенное, и с иудеями (что исследователям не вполне понятно). Лев пишет, что христиане нечисты, если добавляют к своей вере различные правила, такие как употребление удавленины. Те же, кто веруют во Христа и сохраняют опресноки и субботние дни («франки»), не являются ни настоящими иудеями, ни «чистыми христианами». Используя выражение Василия Великого, Лев уподобляет их «пёстрой шкуре леопарда».

 



 
PR-CY.ru