ЛИВАНИЙ, Либаний - Страница 3

Исследователи полагают, что негативные оценки текстов, написанных Ливанием, связаны с тем, что чистый аттикизм с ориентацией на Демосфена уже воспринимался как искусственное архаизаторство, затрудняющее понимание. Ливаний был убеждённым язычником. В 385/386 г. произнёс речь, обращённую к Феодосию I, в защиту языческих храмов, однако при Юлиане был сторонником терпимости в отношении христиан, в 364 г. выступал против преследования манихеев и иудеев. Ливаний был другом иудейского первосвященника Гамалиила и умел находить общий язык с разными людьми. Евнапий сравнивал Ливания с полипом. В источниках Ливания называют учителем Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феодора Мопсуестийского и Максима Селевкийского, однако некоторые из этих сообщений, по мнению исследователей, представляют собой легенды. Исследователям известны два письма Ливания, адресованные некоему Василию и выдержанные в дружеском тоне, но вполне возможно, по мнению исследователей, что их адресат – не Василий Великий. Тем не менее, в корпус писем Василия Великого (в издании И. Куртонна) включена переписка с Ливанием. Исследователи отмечают, что содержание этих посланий, в основном, сводится к обмену любезностями (с долей иронии) по поводу предыдущих писем и прочитанных речей. Аутентичность переписки многими исследователями подвергалась сомнению. Пауль Маас атрибутировал одно их писем cофисту Стагирию, а другое – Григорию Нисскому. Кроме того, ещё два письма к Ливанию входят в корпус писем Григория Нисского, который встречался с Ливанием во время состоявшегося в Антиохии Собора 379 г. В письме святитель выражал надежду, что через посредство брата Василия также может считать себя учеником Ливания (это – единственное свидетельство в пользу того, что Василий Великий мог быть учеником Ливания). Сохранилось краткое письмо к Ливанию Григория Богослова, в котором он сообщал, что посылает к нему каких-то «детей», как «мать – к отцу». Определённые параллели исследователи видят между речами Ливания, посвящёнными императору Юлиану, и речами Григория Богослова против того же императора, однако оценки личности императора у двух авторов диаметрально противоположные. Исследователи отмечают, что основой для речей Григория Богослова послужили панегирики Ливания. Ливаний упоминается в Слове Иоанна Златоуста «О блаженном Вавиле против Юлиана и язычников» в связи с его «Монодией на разрушение храма Аполлона в Дафне в окрестностях Антиохии», но пиетета ученика перед учителем в нём не чувствуется. Напротив, скорбь языческого софиста о сгоревшем святилище Аполлона становится предметом насмешки, а в стиле Иоанна Златоуста не заметно влияние ораторской манеры Ливания. В современной науке версия о том, что Иоанн Златоуст был учеником Ливания, считается необоснованной. Тем не менее, исследователи не сомневаются, что Ливаний был собеседником и оппонентом христианских писателей и косвенно мог оказать влияние на современников-христиан.



 
PR-CY.ru