ЛИВАНИЙ, Либаний - Страница 2

В годы правления Юлиана Ливания составил речь о консульстве Юлиана, приветственную речь, обращённую к Юлиану, и речь в защиту бывшего ученика Аристофана, занимавшего государственную должность и принуждённого судом выплатить штраф. Ливаний защищал антиохийскую курию в конфликте с Юлианом. Феодорит Кирский упоминал Ливания в связи с легендой о том, как некий учитель-христианин предсказал гибель императора. После смерти Юлиана Ливаний произнёс несколько речей в его память, восторженно оценив личность императора и его деятельность. От времени правления императора Валента речей Ливания не сохранилось. Это был тяжёлый период для Ливания, т.к. его обвиняли в поддержке узурпатора Прокопия и в занятиях колдовством. С императором Феодосием I у Ливания сложились добрые отношения. В 383 г. он получил почётную должность префекта претория. Между 384 и 390 гг. Ливаний произносил, в основном, полемические речи против некоторых комитов Востока и консуляров Сирии, а также речи, посвящённые общественным злоупотреблениям. Ливанию принадлежат 64 речи на разные темы. В них рассматриваются вопросы образования («К тем, кто назвали его несносным»; «К юношам, о слове»; «В ответ на попреки педагога»; «К тем, кто не произносят речей»; «О договорённостях»; «К юношам, о ковре»), пороки и злоупотребления в Антиохии («О бедности»; «О плефре»; «За Фалассия» (протест против исключения из сената друга Ливания); «Против тех, которые издевались над ним за его преподавание»; «За Олимпия»), нравственные вопросы («Артемида»; «О ненасытности»; «О том, что быть неправо богатым жалостливее бедности»; «О рабстве»; «К Аристиду за плясунов» (речь в защиту мимов)). Помимо речей Ливанию принадлежит 51 декламация (вымышленные речи на исторический или мифологический сюжет, например, «Апология Сократа», «Речь, обращённая к Одиссею на берегу»); биография Демосфена и эпитомы его речей; прогимнасмы (краткие изложения мифов). Кроме того, сохранился обширный корпус писем Ливания, включающий 1544 аутентичных послания (прошения, рекомендации, дружеские письма), которые относятся либо к 355–365 гг., либо к 388–393 гг.; послания 365–388 гг. не сохранились). Исследователям известны также девять псевдоэпиграфических писем, опубликованных в трудах Ливания. Ливаний был аттикистом. Евнапий критиковал стиль его речей, характеризуя как «беспомощный, безжизненный и неодухотворенный», и порицал за незнание правил риторики, но хвалил за невероятную эрудицию и умение вызвать интерес слушателей. Слог писем Ливания нравился Евнапию больше. Константинопольский патриарх Фотий отдавал предпочтение декламациям Ливания и также критиковал его слог, говоря, что он теряет природную непринуждённость и часто непонятен из-за отступлений и пропусков. При этом Фотий считал, что язык Ливания – образец и норма аттической речи. Патриарх Фотий отмечал, что письма Ливания написаны более понятным языком.

 



 
PR-CY.ru