ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ - Страница 8

А. Грилльмайер считал, что оппонентами Леонтия Византийского были представители некой халкидонитской партии в Константинополе, которая «приписывала земному Иисусу свободу от страдания и тления вообще, возможно, даже как постоянное физическое свойство». В диалоге с афтартодокетом Леонтий Византийский доказывает, что лишать воплощенное Слово естественного тления и свойственного человеческой природе страдания и смерти означает, что человечество Христа получает божественные свойства, а наша природа лишается возможности быть вполне причастной Слову и, следовательно, достичь исцеления (трактат завершается подборкой 27 святоотеческих цитат). Третий трактат сборника – диатриба, страстный и личностно окрашенный памфлет, направленный против заблуждений Антиохийской школы богословия и библейской экзегезы. По мнению Леонтия Византийского, именно концепции этой школы лежат в основе превратного толкования Халкидонского ороса, которое предлагали современные Леонтию Византийскому «несториане». Трактат состоит из 44 глав, в которых перечисляются личные и богословские ошибки Феодора Мопсуестийского и его последователей. Согласно Леонтию Византийскому, Феодор Мопсуестийский, Диодор Тарсийский и Несторий являются продолжателями нечестивой богословской традиции, которая восходит к еретику Павлу Самосатскому. Термин «несториане» применяется Леонтием Византийским по отношению к классикам антиохийского богословия и их адептам в халкидонитской среде по той причине, по мнению исследователей, что, кроме Нестория, ни один носитель этой традиции еретиком ко времени составления трактата признан не был. Главы 1–6 описывают миссионерскую и педагогическую тактику современных Леонтию Византийскому «несториан», которую, по мнению исследователей, автор испытал на себе. Он упоминает о том, что «несториане» на словах осуждают Павла Самосатского, притворяются сторонниками Халкидонского собора, активно пользуются своим влиянием при дворе, совращают монахов, уводя их на мирской путь. Одни открыто восхищаются Несторием, другие анафематствуют его, но все они сохраняют общение с православными. Главы 7–12 описывают неприглядные факты из биографии Феодора Мопсуестийского. В главах 13–17 Леонтий Византийский вспоминает заблуждения Феодора Мопсуестийского в области экзегетики, в частности, утверждая, что тот отрицал богодухновенность многих исторических и поэтических книг Ветхого Завета и соборных Посланий апостола Павла. Главы 18–38 посвящены богословским заблуждениям Феодора Мопсуестийского и его учеников. Этот перечень ересей, по мнению исследователей, очень важен и для понимания богословской позиции самого Леонтия Византийского. В частности, обвиняя Феодора Мопсуестийского в отрицании посмертного суда и ада, а также приписывая ему «манихейское» учение о творении из предсуществующего субстрата, он себя выводит из-под подозрения в оригенизме. В главах 30–38 Леонтий Византийский останавливается на христологии Феодора Мопсуестийского, которые, по его словам, представляет Христа как простого человека, в которого от утробы матери вселилось Божественное Слово, нисколько не изменив Его естественных свойств.

 



 
PR-CY.ru