ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ - Страница 5

В XVII–XIX вв. издатели сочинений Леонтия Византийского сформировали собрание текстов, единство которому придавало имя автора (Леонтий) и время создания текстов (не раньше второй четверти VI в., т.е. периода оформления двух ветвей монофизитства – севирианства и юлианизма). Большинство произведений, включавшихся издателями в «Леонтиевский корпус», вошли в «Патрологию» Жана Поля Миня (воспроизведение издания кардинала Анджело Маи): «Толкования на книгу Феодора, боголюбивого аввы и мудрейшего философа, постигавшего Божественные и внешние писания» (или «О ересях»); три трактата «Против несториан и евтихиан» («Contra Nestorianos et Eutychianos»); «Против тех, которые говорят о двух ипостасях Христа, но не исповедуют в Нём никакого сложения», или «Против несториан» («Contra Nestorianos»); «Апории к тем, которые утверждают, что Господь наш Иисус Христос есть единая сложная природа, а также свидетельства святых и разбор их веры», или «Против монофизитов» («Contra Monophysitas»); «Тридцать глав против Севира» («Capita triginta contra Severum»); «Опровержение силлогизмов Севира» («Solutio argumentorum a Severo objectorum»); «Против тех, которые предлагают нам некие сочинения Аполлинария, ложно подписанные именами святых отцов», или «Против аполлинаристских подлогов» («Adversus fraudes Apollinaristarum»); «Проповедь на преполовение Пятидесятницы, на слепорождённого и на слова: “Не судите по наружности” (Ин. 7:24)»; «Проповедь на Святую пятницу Великой седмицы, на страдание Господа и на Иова»; пять фрагментов; «Сборник о священных предметах» («Collectanea de rebus sacris»). Рукописная традиция приписывает Леонтию Византийскому также авторство трёх флорилегиев, следующих в некоторых рукописях за тремя книгами «Против несториан и евтихиан», и «Флорилегию о тленном и нетленном» («Florilegium de corruptibili et incorruptibili»). Уже первые исследователи трудов Леонтия Византийского пришли к выводу, что корпус включает сочинения нескольких Леонтиев. В рукописной традиции сочинения каждого из них имеют самостоятельную историю: никогда рукописи одного не подписываются именем другого. Безусловно подлинными сочинениями Леонтия Византийского считаются «Против несториан и евтихиан», «Тридцать глав против Севира», «Опровержение силлогизмов Севира». Флорилегий «Против аполлинаристских подлогов» в некоторых рукописях соседствует с первыми тремя трактатами, однако среди исследователей нет единого мнения по поводу его атрибуции Леонтию Византийскому. К категории «dubia» («сомнительные») относил трактат А. Тюилье, однако Э. Дейли склонялся к признанию подлинности трактата. Эти сочинения дошли в 16 рукописях X–XVIII вв., лишь одна из них (вторая четверть X в.) содержит полный текст всех четырёх сочинений, трёх – значительную часть, двух – фрагменты, семи – небольшие извлечения (эксцерпты); цитаты из творений Леонтия Византийского есть в трёх рукописях флорилегия VI в. «Учение отцов» («Doctrina Patrum»). Критическое издание было подготовлено Э. Дейли. Трактаты «Против несториан» и «Против монофизитов» рукописная традиция приписывает другому автору – Леонтию Иерусалимскому.

 



 
PR-CY.ru