ЛАЗАРЬ, Лазарь Четверодневный - Страница 21

Традиции византийских минологиев, особенно с развитой, многофигурной композицией, были унаследованы палеологовским искусством, подобные сцены представлены в росписях церквей Пресвятой Богородицы Перивлепты (третья четверть XIV в.) и Пресвятой Богородицы Пантанассы (около 1428 г.) в Мистре; они были известны исследователям в афонской иконописи и миниатюрах (греко-грузинская рукопись с лицевым минологием, Российская национальная библиотека, конец XV в.). Иногда, чтобы подчеркнуть мертвенность лика Лазаря в композиции воскрешения, его изображают подчёркнуто белым или бледным, а также придают землистый или зеленоватый оттенок (на миниатюре из «Никомидийского Евангелия» – Национальная библиотека Украины, последнее десятилетие XII в.). Фигура спеленутого Лазаря-средовека, как правило, показана одиноко стоящей на фоне развёрстой пещеры, гробокопатели отворачиваются от него, прикрывая лица руками от смрадного запаха. Наиболее натуралистическая трактовка фигуры и лика Лазаря как персонификации смерти в этой сцене была характерна для мастеров европейского Средневековья и Проторенессанса, например, работы Джотто в Капелла-дельи-Скровеньи (Капелла-дель-Арена) в Падуе (1304–1305 гг.), в капелле святой Марии Магдалины в Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1313–1314 гг.). В европейском искусстве подробности ландшафта, архитектуры и других деталей происходящего в композиции на эту тему составляли особую заботу художников. В церкви великомученика Феодора Стратилата на Ручью в Великом Новгороде (1380 гг.) в многофигурной композиции «Сошествие во ад» представлена спеленутая фигура, которая, по предположению Татьяны Юрьевны Царевской, может быть отождествлена с Лазарем. Первые изображения Лазаря как епископа Кипрского появились, как полагают исследователи, после окончания эпохи иконоборчества и перенесения мощей святого в Константинополь при византийском императоре Льве VI Мудром, в конце IX – начале X вв. Фигура Лазаря в епископских одеждах известна исследователям во фреске Новой Токалы-килисе в Гёреме в Каппадокии (конец X в.). Полуфигурное изображение, выполненное в технике перегородчатой эмали, представлено рядом с образом святого Никифора на потире императора Романа II (959–963 гг.) из сокровищницы собора Сан-Марко в Венеции, где Лазарь показан без бороды. Образ Лазаря сохранился на фреске конца XIII – начале XIV вв. в крипте Сан-Вито-Веккьо в Гравина-ин-Пулья (Апулия), с тонзурой, с бородой и усами, в омофоре. С начала XII в. образ Лазаря, епископа Китиона Кипрского, исследователи встречают в росписях кипрских храмов: Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1105/1106 г.; сохранилась только надпись в диаконнике); святых Апостолов в Перахорьо (1160–1180 гг.; в нижнем ряду святительского чина); Панагии Аракос близ Лагудеры (1192 г.; в виме, на склоне южного аркосолия Лазарь замыкает ряд местных епископов). Его писали безбородым, поэтому моложавым, но с проседью, как на медальоне в росписи алтарной апсиды (середина XIV в.) церкви Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии.

 



 
PR-CY.ru