КОТЛЯРЕВСКИЙ Александр Александрович

КОТЛЯРЕВСКИЙ Александр Александрович (1837–1881 гг.) – славист, археолог, этнограф, педагог, профессор Дерптского (1868–1872 гг.), Киевского (с 1875 г.) университетов, член-корреспондент Академии Наук. Отец историка литературы Нестора Александровича Котляревского (1863–1925 гг.), первого директора Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге. Родом А.А. Котляревский происходил из дворян Полтавской губернии. С 1846 по 1853 гг. учился в Полтавской гимназии. С 1854 г. изучал древние языки, историю и литературу в Московском университете. Преподавателями А.А. Котляревского были Фёдор Иванович Буслаев, Тимофей Николаевич Грановский, Павел Михайлович Леонтьев и др. Научным руководителем стал Осип Максимович Бодянский. На втором курсе А.А. Котляревский предоставил работу «Древняя Малороссия в её песнях: Опыт характеристики по памятникам народной словесности». Цельный взгляд на материал устной словесности заинтересовал декана историко-филологического факультета Степана Петровича Шевырёва. В рецензиях 1858 г. А.А. Котляревский критиковал эклектику и схоластику первой книги Ореста Фёдоровича Миллера «О нравственной стихии в поэзии на основании исторических данных» (СПб., 1858 г.); хронологический подход учебника С.П. Шевырёва «История русской словесности» (М., 1846–1860 гг.). Автор учебника, по мнению А.А. Котляревского, не разграничил области духовной деятельности Древней Руси: церковную, политическую и литературную, вследствие чего большая половина книги С.П. Шевырёва оказывается бесполезной. В статье 1861 г. рецензент критиковал рутину учебника Андрея Ивановича Линниченко «Курс истории поэзии» (Киев, 1860 г.) и советовал различать предмет истории и теории литературы, не смешивая их. В статье 1862 г. «Были ли малоруссы исконными обитателями Полянской земли или пришли из-за Карпат в XIV в.» А.А. Котляревский критиковал взгляды историка Михаила Петровича Погодина, полагавшего, что малороссы появились в Южной России лишь в XIV в. В доказательство А.А. Котляревский привёл следующие факты «исторической туземности»: летописную топонимику южнорусских городов, которая «всецело сохранилась у теперешних южноруссов», Житие «народных святых Бориса и Глеба», «дошедшее к нам в рукописи XII в.». «Тогда как в Великой Руси мы нигде не замечаем особенного народного значения этих святых, в Южной Руси (в Переяславле) им посвящён особый народный праздник; здесь они – в полном смысле – народные святые, стоящие в непосредственной связи с историческими воспоминаниями народа». В 1857 г. А.А. Котляревский окончил университет со степенью действительного студента и начал преподавать в Александровском сиротском кадетском корпусе. В том же году опубликовал статьи «Взгляд на старинную русскую жизнь по народным лубочным изображениям» и «Сказание о русских богатырях».

 



 
PR-CY.ru