КИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 252

На средства кошевого атамана Петра Ивановича Калнышевского архитектор Иван Григорьевич Григорович-Барский возвёл надвратную Петропавловскую церковь Межигорского монастыря, соединившую черты украинского и елизаветинского барокко (1772–1774 гг., уничтожена в 1936 г.). Переход в архитектуре от барокко к классицизму исследователи видят в формах Преображенской церкви мужского монастыря Преображения Господня в селе Нещеров (1794 г., ныне скит Троицкого Ионина монастыря) и церкви Николая Чудотворца в Василькове (около 1792 г.). Никольская церковь крестообразная в плане, с тремя апсидами; в её куполе с люкарнами, поставленном на высоком световом фонарике, и классическом карнизе исследователи видят черты нового архитектурного стиля. К зданию пристроена колокольня того же времени с рустованным первым ярусом, крупными арками во втором, небольшими треугольными фронтонами и куполом с главкой. С начала XIX в. и до 1840 гг. в церковном строительстве на территории епархии наметился спад, памятников этого периода сохранилось мало. В классицистических формах выполнена Вознесенская церковь в селе Жовтневом Згуровского района (1808 г.): центральный полусферический купол дополнен четырьмя боковыми декоративными, вход в здание решён в виде полуротонды. Среди других примеров храмов в стиле классицизма исследователи называют церкви Преображенская в урочище Гусинцы близ Ржищева (1822 г.), архангела Михаила в селе Филиппове Фастовского района (1836 г.), Николая Чудотворца в селе Остролучье Барышевского района (1827–1836 гг.), Преображенский собор (1833–1839 гг.) и церкви святой Марии Магдалины (1843 г.) в Белой Церкви. К числу лучших памятников классицизма на Украине исследователи относят возведённый на средства графа Кирилла Григорьевича Разумовского и его сына Алексея Троицкий собор в Яготине (1800 г., снесён в 1936 г., ныне находится в процессе воссоздания). Храм представлял собой ротонду, окружённую колоннадой. Строительством руководил архитектор Адам Адамович Менелас, который, как полагают исследователи, использовал проект Николая Александровича Львова: общая композиция церкви и её архитектурные детали напоминают постройки Н.А. Львова на Валдае, в селе Александровском под Санкт-Петербургом и в усадьбе Никольское-Черенчицы (ныне село Никольское Торжокского района Тверской области). В церковную ограду были встроены ворота с колокольней необычной формы, архитектурное решение которой напоминает исследователям звонницу Никольской церкви в Диканьке Полтавской области: на массивное основание с проездной аркой был поставлен второй ярус, оформленный колоннадой со сдвоенными колоннами и завершённый полусферическим куполом. Образцом позднего провинциального классицизма исследователи называют Борисоглебскую церковь в Переяславе-Хмельницком (1839 г.). Интересный пример использования классицистических форм в деревянной архитектуре исследователи видят в церкви Иоанна Златоуста в селе Пивни Фастовского района (1738 г.(?), середина XIX в.). Фасады крестообразной в плане пяисрубной церкви здесь оформлены в виде портиков с колоннами и фронтонами, а окна имеют полуциркульные завершения. Расцвет храмоздательства в епархии начался в 1840 гг. и продолжался во второй половине XIX в. – начале XX в. С 1842 по 1861 гг. было построено или возобновлено 325 храмов (больше 16 церквей в год), с 1862 по 1879 гг. – 365 (больше 20 церквей в год). Исследователи отмечают, что в архитектуре этого времени наметился переход от классицизма к историцизму (эклектике), преимущественно русскому стилю.

 



 
PR-CY.ru