КЛИМЕНТ - Страница 2

В списке VII–VIII вв., приписываемом Ипполиту Римскому, Климент уже именуется епископом Сардинии. Исследователи находят примечательным, что в другой версии списка, приписываемого Епифанию Кипрскому, основанного на более поздней, третьей редакции (1276 г.), предания о двух святых объединены в одно: Климент именуется первым из язычников и эллинов, уверовавшим во Христа, епископом Сардики, но при этом последователем апостола Петра. В византийских Синаксарях память Климента отмечается 30 июня, в день празднования Собора всех апостолов, где в кратком сказании говорится, что апостол Павел упоминает Климента «и остальных» (Флп. 4:3), и что он первым из эллинов поверил во Христа и впоследствии стал епископом Сард. Под 10 сентября память Климента вместе с апостолами Апеллием и Лукой отмечена в стишном Синаксаре XIV в., в котором сказано, что о Клименте апостол Павел рассказывал в Послании к Колоссянам (?), и что впоследствии Климент стал епископом Сардики, и, «нося в своей плоти раны (или «язвы») Христа, отошёл ко Господу». Эта же память встречается и в греческой печатной Минее (Венеция, 1592 г.). Кроме того, в других стишных Синаксарях (например, в парижской рукописи 1301 г.) его память с теми же апостолами приходится на 22 апреля; также сказано, что Климент уверовал в Господа из язычников и был епископом в Сардах; этим трём апостолам посвящена синаксарная заметка: «Все они многих крестили и обратили к Богопознанию, и привели ко Господу, и, впав не в малые искушения, ко Господу отошли». Под этой же датой память Климента и других двух апостолов отмечается согласно другой греческой печатной Минее. Память Климента в греческих стишных Синаксарях под 10 сентября отражена в «Синаксаристе» Никодима Святогорца: вначале подчёркивается его отличие от Климента Римского, а дальше воспроизводится сказание из стишных Синаксарей (по парижской рукописи). Под этой датой память Климента утвердилась в современном календаре Греческих церквей. Сведения греческих стишных Синаксарей вошли в тырновскую редакцию Стишного Пролога (XIV в.) под 10 сентября и 22 апреля, где апостол назван Климом, но отсутствует в распространившейся на Руси редакции стишного Пролога и в Великих Минеях Четьих. Тем не менее, она появляется в некоторых русских календарях XVII в., например, под 10 сентября – в Белозерских святцах (после 1606 г.), под 22 апреля – в Киевском печатном месяцеслове 1672 г. Димитрий Ростовский в составленных им Четьих Минеях упоминает Климента только под 4 января и 10 сентября, где апостол отождествляется с упомянутым у апостола Павла Климентом и называется епископом Сардики. Под 22 апреля и 10 сентября память Климента закрепилась в современном календаре РПЦ, а под 4 января отражена в богослужебной минее, где он именуется Клим (в кратком примечании ошибочно сказано, что его память отмечается 25 ноября. Архиепископ Сергий (Спасский) указывает память Климента под 10 сентября – в Соборе апостолов от 70 вместе с Апеллием, Лукой, хотя и сообщает в заметках, что «у нас под 4 января вместо него Климент Римский», тем не менее, 4 января – в Соборе 70 апостолов он отмечает память Климента, епископа Сардинии. Под 4 января он даёт его память как Климента или Клима и под 22 апреля – память Климента вместе с апостолами Нафанаилом и Лукой. В западной традиции почитание Климента отсутствует, тем не менее, в «Римском Мартирологе» под 22 апреля отмечается память Апеллия и Луки. По мнению болландистов, составитель «Мартиролога» кардинал Цезарь Бароний исключил память Климента в этот день, чтобы не путать его с Климентом Римским. В исследованиях сведения о Клименте в византийских источниках признаются недостоверными; в то же время исследователи считают, что можно чётко проследить расхождение и противоречие двух направлений в церковной традиции: ранней экзегетической и агиографической.



 
PR-CY.ru