КЛИМЕНТ

КЛИМЕНТ (I в.) – апостол от 70 (память 22 апреля, 10 сентября, 4 января – в Соборе апостолов от 70; память в Византийской церкви 10 сентября и 30 июня – в Соборе всех апостолов). Климент упоминается в Послании апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 4:2–3), где апостол умоляет не названного по имени спутника помочь примириться двум влиятельным женщинам из общины – Еводии и Синтихии, «…подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни». Из этого текста исследователи делают вывод, что Климент был одним из основных сотрудников апостола Павла в деле благовестия Евангелия в Филиппах и обладал значительным авторитетом в местной общине, так что для апостола не было необходимости особым образом его описывать. Кроме того, латинская форма его имени (весьма популярного в I в. н.э.) может указывать, что Климент происходил из семьи влиятельных и преуспевающих членов римской колонии в Филиппах. Представление о том, что использованное здесь выражение «книга жизни», характерное для апокалиптической литературы (Дан. 12:1; Откр. 3:5; 13:8; 1 Енох. 47:3), может указывать на то, что ко времени написания Послания Климента уже не было в живых, исследователи признают маловероятным. В ранней церковной традиции упоминание Климента в Послании апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 4:3) единодушно истолковывалось древними экзегетами как указание на Римского епископа Климента. Упоминание «верного Климента» у Оригена из Послании апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 4:3) не содержит прямого указания на Климента Римского, но включает цитату из римской рукописи, что делает это отождествление понятным. Согласно Евсевию Кесарийскому, упомянутый в Послании апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 4:3) Климент был третьим епископом Римской церкви. Иероним Стридонский продолжает эту традицию, называя упомянутого у апостола Павла Климента четвёртым епископом Рима. Епифаний Кипрский, в целом следуя преданию о служении Климента в Риме, утверждает, что апостол Павел упомянул Климента в Послании к Римлянам. Также имя Климента встречается как обозначение третьего Римского епископа без связи с текстом апостола Павла. В Пасхальной хронике (VI в.) среди списка апостолов от 70 о Клименте сказано, что он упомянут в Послании апостола Павла к Филиппийцам, но в других местах он именуется третьим епископом Рима. Эта же традиция отождествления Климента прочно закрепляется в византийской историографии. Тем не менее, во многих современных исследованиях подобные ассоциации рассматриваются не более чем предположения, основанные на совпадении имён, а не на надёжных исторических свидетельствах. Тем более что раннехристианская традиция преимущественно представляет Климента I Римского как ученика апостола Петра, а не апостола Павла. Уже к V в. формируется представление о Клименте, не зависимое от его отождествления с Климентом I. Сведения о Клименте содержатся в византийских каталогах апостолов от 70: в списке V–VI вв., приписываемом Епифанию Кипрскому, говорится, что Климент, упомянутый в Послании апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 4:3), «первым из язычников и эллинов уверовал во Христа (устойчивая формула этого памятника для многих апостолов) и стал епископом Сардики». Точно такая же информация повторена в каталоге, который атрибутируется Дорофею Тирскому, и в пространной редакции византийской хроники X в., известной исследователям под именем Симеона Логофета.

 



 
PR-CY.ru