КОНОН ГРАДАРЬ - Страница 3

На гравюре из «Святцев» работы Григория Павловича Тепчегорского (1722 г., Российская государственная библиотека) Конон Градарь имеет окладистую округлую бороду, длинные седые волосы, облачен в короткую рубаху и штаны, бос, изображён на фоне условно переданного поля. Седым, со средней длины раздвоенной волнистой бородой и короткими волосами он изображён на миниатюре из рукописной книги «Молитвенник с месяцесловом» (1850 гг., Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, 5 марта), созданной для княгини Марии Николаевны Волконской под руководством и при участии академика живописи профессора Фёдора Григорьевича Солнцева художниками Николаем Ивановичем Похвисневым, Петром Васильевичем Басиным, Л. Кикиным, Л. Львовым и М.А. Межаковым. На иконе «Мученик Конон Огородник (Градарь)» в серебряном окладе (16,5×12 см; последняя треть XVIII в., Центральная Россия; частное собрание) он представлен с небольшой округлой бородой, с седыми кудрявыми волосами, в рубахе, прикрывающей колени, из-под которой видны подвёрнутые штаны. Святой без обуви стоит на вспаханном поле, в левой руке держит плоский сосуд, правая поднята в молении к образу Спасителя, помещённому в левой верхней четверти иконы, в окружении облаков. Исследователи отмечают, что Конон Градарь может быть изображён в короткой («колени голы») или прикрывающей колени рубахе, с обнажёнными голенями, как в Строгановском иконописном лицевом подлиннике конца XVI – начала XVII вв., или в штанах, которые видны из-под рубахи. На современных изображениях сохраняется близкий к традиционному образ Конона Градаря. Так, на рисунке протоиерея Вячеслава Савиных начал 1980 гг. святой представлен в рост, в короткой рубахе, босым, в левой руке держит деревце с двойной кроной на изогнутом стволе. В «Святцах» работы Ивана Константиновича Любецкого (1730 г., Российская государственная библиотека) Конон Градарь показан одетым в длинную до земли рубаху, обутым в мягкие тёмные сапожки. Цвет рубахи обычно зелёный («санкирь с белилом и празелень»), но исследователям известны изображения в красной (икона из собрания Павла Дмитриевича Корина, Третьяковская галерея, вторая половина XVIII в. – Конон Градарь стоит в поле среди цветов, держит деревце, гибкий ствол которого завершается двумя кронами листьев), охристо-жёлтой («Молитвенник с месяцесловом» княгини М.Н. Волконской) и синей одеждах (икона «Мученик Конон Градарь», XIX в, собрание Евгения Вадимовича Ройзмана, Екатеринбург). Иногда поверх рубахи может быть накинут плащ. В пособии Виктора Доримедонтовича Фартусова в описании Конона Градаря упомянуты длинная (ниже колен) подпоясанная рубаха и грубый плащ, в руке – некое «огородное растение» (предлагается сопровождать изображение «хартией» с надписью: «Воздохни из глубины сердечная о ослеплении и заблуждении неверных»). Исследователи выделяют два типа иконографии Конона Градаря: первая, более ранняя, связанная с его мученическим подвигом; вторая, позднейшая, отражает род занятий святого и тем самым указывает на его почитание как покровителя земледелия.

 



 
PR-CY.ru