КОНОН ГРАДАРЬ

КОНОН ГРАДАРЬ, Огородник (ум. около 251 г.) – мученик Мандонский (Памфилийский; память 5 марта; память в Византийской церкви 4, 5, 6 марта). «Мученичество Конона Градаря» сохранилось на греческом языке, и, как считал Герберт Энтони Музурилло (1917–1974 гг.), было составлено в период после правления императора Константина I Великого (306–337 гг.). Родом из Назарета Галилейского, Конон Градарь в преклонном возрасте поселился в месте, называемом Кармена, недалеко от города Магид в Памфилии, и там занимался орошением императорского сада. Вскоре после мученической кончины Папия, Диодора и Клавдиана (см. ст. Папий, Диодор, Конон и Клавдиан, мученики Памфилейские; память 3 февраля) в Магид прибыл наместник провинции и приказал созвать всех жителей, но те тотчас покинули город. Гонцам удалось найти только Конона Градаря, который, по их мнению, должен был ответить за всех христиан. Конон Градарь с удивлением спросил пришедших, какое дело правителю до него, простого земледельца, да к тому же христианина. В ответ один из гонцов приказал привязать Конона Градаря к своему коню и тащить к наместнику. После того как Коно Градарь смело исповедовал Христа, правитель не стал принуждать его к жертвоприношению, а лишь убеждал обратиться к Зевсу с молитвой о благосостоянии народа. Конон Градарь оставался непреклонным, тогда наместник приказал вбить ему в ноги гвозди и заставил святого бежать перед своей повозкой. Достигнув торговой площади, Конон Градарь упал на колени, вознёс Богу молитву и скончался. Память Конона Градаря и краткие сказания о нём содержатся в византийских Синаксарях под 4 и 5 марта (Синаксарь Константинопольской церкви, архетип X в.). В «Минологии» императора Василия II (первая четверть XI в.) и в древнейших списках «Типикона Великой церкви» (IX–X вв.) святой упоминается под 6 марта. В сказаниях говорится, что Конон Градарь пострадал при императоре Деции (249–251 гг.), наместник назван Пуплием. Конон Градарь обрабатывал собственный огород, питался его урожаем, а также кормил нищих чужестранцев. На грузинском языке сохранилось синаксарное сказание о Кононе Градаре, составленное в XI в. Георгием Святогорцем и под 6 марта включённое им в сборник Великий Синаксарь (XI в.). В Палестино-грузинском календаре X в. под 6 марта отмечена память Конона без каких-либо указаний. Жерар Гаритт предположил, что речь может идти либо о Кононе Градаре, либо о Кононе, исповеднике Исаврийском, либо об одном из Кононов, пострадавших в Иконии (см. ст. Конон, преподобномученик Иконийский), чьи дни памяти отмечены под этим же числом в различных источниках. Несмотря на хронологические несоответствия, некоторые современные исследователи считают возможным отождествление Конона Градаря с Кононом Исаврийским. В XIV в., при переводе южными славянами стишного Синаксаря, память Конона Градаря и посвящённое ему двустишие были внесены в славянские стишные Прологи под 5 марта, а оттуда попали в Великие Минеи Четьи, где имя наместника иногда передается как Поплий. В «Римском Мартирологе» (1580 гг.) кардинала Цезаря Барония под 6 марта упоминается мученик Конон, пострадавший на Кипре при императоре Деции. По мнению Ипполита Делеэ, речь идёт о Кононе Градаре, ошибочно названном кипрским на основе греческой рукописи, в которой слово «градарь» написано как «киприот». Свидетельств почитания Конона Градаря в Памфилии не сохранилось, однако святой с таким именем был известен в различных областях: в Киликии в городе Корик найдены три надписи с упоминанием святого Конона («хижина святого Конона»); на Кипре были построены богадельня и акведук, носящие имя святого Конона, в Сирии многие монастыри и церкви были освящены в его честь; в Риме на Аппиевых воротах (Порта-Аппия) сохранилась запись с упоминанием святого Конона.

 



 
PR-CY.ru