КАРА - Страница 2

Кара довольно часто фигурирует в источниках мамлюкской эпохи. Не названный по имени епископ Кары участвовал в избрании Антиохийского патриарха Михаила I в 1366 г. Епископ Юханна (ум. в 1429 г.) был известен как переписчик книг. Выходцы из Кары часто занимали архиерейские кафедры в соседних городах (Юханна, митрополит Хомса; ум. в 1431 г.; Юханна, епископ Сайднаи; ум. после 1539 г.). Кара стала крупнейшим центром книгописания мелькитов в XV–XVI вв. Исследователи отмечают, что почти все рукописи, созданные здесь в XV в., написаны на сирийском языке. Среди переписчиков исследователям наиболее известен клан Ибн Хабиб, первый представитель которого, Макарий, был епископом Кары (между 1429 и 1433 гг. – после 1478 г.). Макарий упоминается среди выборщиков Антиохийского патриарха Михаила III в 1451 г. и в «Хожении» русского купца («гостя») Василия, посетившего Кару в 1465 г. Василий описывал в этом селении большую церковь святого Георгия, при которой жили монахи. В тот период в Кару наряду с местным архиереем пребывал и митрополит Аккара (Северный Ливан). Исследователям известны сыновья епископа Макария, священники Хабиб и Ибрахим, и внуки Ильяс и священник Юханна – переписчики сироязычных литургических текстов конца XV – начала XVI вв. Перепиской книг занимались также кланы Ибн Салех (к нему принадлежали упомянутый Юханна, епископ Сайднаи, и его брат Исаак; исследователям известны книги на арабском языке, переписанные ими на рубеже XV и XVI вв.) и аль-Акикат (первая половина XVI в.). В османскую эпоху Кара была столицей нахии – административной единицы среднего уровня в составе Дамасского пашалыка. В XVI в. в провинции прошло несколько переписей населения, которые зафиксировали в Каре примерно равное количество христиан и мусульман (в 1568 г. насчитывалось 331 христианское семейство, т.е. свыше 1600 человек). Около 1531 г. митрополитом Кары стал дамаскинец Макарий ибн Хиляль ибн Аун (см. Маккарий II), известный переписчик книг. Объединив под своей властью несколько других епархий, Макарий II в 1543–1550 гг. оспаривал Антиохийский престол у патриарха Иоакима IV. В 1539 г. Антиохийский патриарх Михаил V провёл в Каре Собор по вопросу исчисления даты Пасхи, вызвавшему в тот год серьёзные затруднения. Из преемников Макария на кафедре Кары исследователям известны местный уроженец Георгий аль-Кари и выходец из Ливана Иоасаф ибн аль-Хадж Нимат (первая половина XVII в.). На протяжении XVI – начала XVII вв. христианское население Кары, как и других деревень плато Каламун, резко сокращалось за счёт миграции в Дамаск. Соответственно упразднялись архиерейские престолы региона. В 1647 г., после смерти митрополита Сайднаи, патриарх Евфимий III перевёл епископа Кары Иоасафа на Сайднайскую кафедру, объединив под его управлением оба диоцеза. После этого Кара уже не выступала как центр отдельной епархии. Василий Григорьевич Григорович-Барский, посетивший Кару в 1728 г., свидетельствовал, что христиане составляли там незначительное меньшинство, и в селении не осталось ни одной действующей церкви, только руины храмов византийской постройки; лежал в запустении и находящийся неподалёку монастырь святого Иакова. В XX в. христианские памятники Кары стали объектом изучения археологов и искусствоведов. Часть фресок была передана в музеи Дамаска и Дайр-Атии, идёт работа по консервации оставшихся настенных росписей.



 
PR-CY.ru