КАРА

КАРА – город в Сирии, важный центр Антиохийской православной церкви в Средние века и раннее Новое время. Расположен в 97 км к северо-востоку от Дамаска, в центре плато Каламун, которое долгое время было крупным христианским анклавом и одним из последних регионов бытования сирийского разговорного языка. Кара гипотетически отождествляется с селением Хонохора (Хонокара) ранневизантийского времени, упоминаемым в списках епархиальных центров провинция Финикия Ливанская. Из епископов Кары этой эпохи единственной достоверной фигурой считается Дада, современник Халкидонского собора (451 г.). Не присутствуя на Соборе, он делегировал свой голос митрополиту Дамаска (его подпись стоит также под письмом 458 г., отправленным епископами Финикии Ливанской византийскому императору Льву I в связи с убийством Протерия Александрийского). Впоследствии Кара была оплотом халкидонитов в противостоянии монофизитству. От византийского времени в селении сохранился ряд построек, в том числе фасад базилики святителя Николая и монастырь святого Иакова, возведённый в V в. на развалинах римского форта, в 1 км к западу от Кары. После долгого перерыва упоминания о Каре появляются в трудах арабских географов IX–X вв., начиная с Ибн Хордадбеха, которые называют Кару одним из остановочных пунктов на дороге из Хомса в Дамаск. Детальное описание селения первым сделал магрибинский путешественник Ибн Джубайр (1184 г.). По его словам, население Кары целиком состояло из христиан, а своим процветанием было обязано подземным источникам, дававшим воду для окрестных полей. В Британском музее хранится сирийский мелькитский Лекционарий XI в., в одном из его колофонов перечисляются десять епископов, занимавших престол Кары ориентировочно в XI–XII вв., но без указания дат правления. Из других колофонов этой рукописи исследователям известны епископы Афанасий (1136 г.), Михаил (середина – вторая половина XII в.) и Евфимий (ум. в 1259 г.). В Каре, в церкви святых Сергия и Вакха и в монастыре святого Иакова, сохранились фрагменты росписей XIII в. Стиль этих фресок, как и всего сиро-ливанского изобразительного искусства эпохи крестоносцев, типично византийский, с вкраплениями элементов, заимствованных из западноевропейской живописи. Отмечены явные параллели между изображениями мучеников-воинов Сергия и Феодора из Кары и аналогичными образами на синайских иконах. Христиане Кары подверглись репрессиям во время войн мусульман с крестоносцами. В 1263 г. в селении была построена крепость, чтобы контролировать действия местных христиан и отражать рейды крестоносцев со стороны Ливанских гор. В сентябре 1266 г. султан Бейбарс направил военный отряд истребить жителей Кары, которых обвинили в похищении мусульман и продаже их крестоносцам. Почти всё взрослое мужское население, в том числе насельники монастыря святого Иакова, было убито, оставшиеся жители (свыше 1 тыс. человек) уведены в рабство. Кафедральный собор святителя Николая был обращён в мечеть, а поля и дома отданы мусульманам из туркменских племён. Однако опустошение Кары было не таким тотальным, как его изображали летописцы, или же затем она вновь была заселена христианами, потому что в начале XIV в. арабский географ Абу-ль-Фида описывал её как крупную деревню, в которой христиане составляли большинство жителей.

 



 
PR-CY.ru