КРЫПЕЦКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 10

На апсиде придела валиковых разводов нет, но окно также оформлено жгутом, образующим полуциркульную арку на горизонтальном основании. Барабан собора решён традиционно для псковского зодчества: над вытянутыми узкими прямоугольными окнами помещены килевидные бровки, выше идёт характерный тройной пояс из двух рядов поребрика и ряда бегунца между ними, в завершении – ряд двухуступчатых полуциркульных арочек и аркатурный пояс. Барабан придела глухой, с четырьмя нишами, имитирующими оконные проёмы, над которыми расположены бровки и ряд бегунца. Исследователи отмечают, что организация внутреннего пространства собора традиционна для большинства псковских храмов второй половины 1530 – 1550 гг. – повышенные подпружные арки сочетаются со свободно стоящими западными столбами, круглыми на всю высоту (изначально хор в храме не было). Бесстолпный четверик придельного храма Саввы Сербского перекрыт крестовым сводом – редкая, по мнению исследователей, конструкция для памятников псковского зодчества. С южной стороны к лестничной площадке собора примыкала галерея, служившая переходом в трапезную палату. Переход на столбах между собором и трапезной, по мнению Е.Н. Морозкиной, первоначально был деревянным, но вскоре его сменила каменная пятипролётная звонница с двумя арками проезда в первом ярусе и со щипцовым завершением. По мнению исследователей, в 1550 гг. к югу от собора был выстроен комплекс, включавший трапезную палату и пристройку хозяйственного назначения с юга, а также Успенскую церковь с приделом во имя преподобного Иоанна Лествичника. Все здания поставлены на подклеты, в которых изначально были устроены пекарня, ледник и другие службы. Одностолпная трапезная палата, перекрытая крестовыми сводами, располагалась во втором этаже постройки. Архитектурный объём, занимаемый церковью Успения и приделом преподобного Иоанна Лествичника, первоначально представлял собой «восьмерик на четверике», завершавшийся двумя рядами килевидных кокошников. Трапезная церковь занимала второй ярус четверика, а придел – верхнюю часть четверика и восьмерик, переход к которому осуществлён с помощью тромпов. Расположение придельного храма над основным престолом исследователи считают редчайшим примером в истории русской архитектуры XVI в. Алтарь Успенской церкви прямоугольный, основное внутреннее пространство четверика церкви перекрыто крестовым сводом. Восьмерик придела завершается зонтичным сводом. С севера от церкви Успения расположен притвор, в который попадали со звонницы. Вход в придельный храм был устроен на уровне чердачных помещений трапезной, что позволило Е.Н. Морозкиной высказать предположение о существовании деревянного третьего яруса трапезной палаты, на котором могли располагаться покои настоятеля. В таком случае церковь преподобного Иоанна Лествичника была домовым храмом игумена. Вдоль западного фасада (в пандан к западной лестнице собора) была устроена лестница, ведущая в трапезную. Над ней располагалась небольшая однопролётная звонница. Вторая лестница в трапезную палату находилась у южного фасада церкви Успения. Полуциркульные окна Успенской церкви и трапезной были устроены в нишах с килевидным завершением, созвучным кокошникам в завершении восьмерика.

 



 
PR-CY.ru