КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ (КЛЕРИКАЛЬНОЕ) ГОСУДАРСТВО - Страница 2

Второй тип государства – государства с государственной религией (церковью). К ним относятся те государства, в конституции или законодательстве которых закреплены государственный (официальный, традиционный, народный) статус конкретной религии или церкви. Они делятся на два подтипа: а) с государственной церковью и б) с патронируемой государственной религией (церковью). Первый тип характерен для стран, где доминирующей является одна из христианских церквей (Англия, Греция, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Шотландия). Государственная церковь в большей степени зависит от государства, хотя иногда наблюдается её стремление к независимости. Вопросы церковного устройства и управления, финансирования церкви и религиозного образования государство считает своим делом. Церковь является частью государственного аппарата в отличие от других стран, где она – часть негосударственного сектора. Положение государственной церкви отличается от положения свободных церквей. Наиболее характерными признаками таких государств являются: совмещение поста главы государства и главы церкви; обязательная принадлежность некоторых должностных лиц государства к церкви; включение церковного права в систему права страны; регулирование государством вопросов внутренней структуры и управления церкви; вхождение представителей церкви в состав различных государственных органов; назначение государственными органами служителей церкви; государственное финансирование церкви; уплата гражданами церковного налога; признание церковнослужителей государственными служащими; выполнение церковью некоторых государственных функций; беспрепятственный доступ церкви в систему образования; наличие собственной юрисдикции церкви; иногда помимо государственной церкви допускается существование других религиозных организаций, чей статус отличается от статуса государственной церкви. К другому подтипу относятся государства, в конституциях которых может быть предусмотрен государственный (официальный) статус религий или церквей, однако церковь не занимает в них такого же положения, как в странах Европы. Как правило, это латиноамериканские страны с сильными католическими традициями и влиянием католической церкви. Финансируя церкви, оказывая им всяческую поддержку и обеспечивая беспрепятственный доступ в систему образования, государство при этом не вмешивается во внутреннюю деятельность католической церкви, не имеет прав в вопросах назначения священников. В ряде стран заключены конкордаты  (см. Конкордат), определяющие статус церкви и пределы государственного вмешательства. Отношения религии (церкви) и государства не сводятся к подчинению церкви государству, или наоборот. К этому же подтипу относятся государства, в которых государственной религией объявлен ислам: Алжир, Джибути, Египет, Марокко, Тунис и др. Ислам имеет преимущества в вопросах религиозной деятельности, финансирования, религиозного образования, религиозной юрисдикции и т.п. В то же время (в отличие от ситуации в Иране и Саудовской Аравии) в этих странах наблюдается достаточно терпимое отношение к другим религиям, представители которых могут легально действовать в стране. В законодательстве этих стран значительное место занимает светское, а не мусульманское право. Государство занимается строительством и финансированием мечетей, контролирует исламскую активность через служителей культа, назначение имамов, поскольку опасается политизации ислама. В ряде стран патронируемой религией является буддизм (Бутан, Таиланд, Шри-Ланка) и индуизм (Королевство Непал).



 
PR-CY.ru