КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ (КЛЕРИКАЛЬНОЕ) ГОСУДАРСТВО

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ (КЛЕРИКАЛЬНОЕ) ГОСУДАРСТВО – государство с доминирующим положением религии и духовенства, их политическими, правовыми, экономическими и социальными привилегиями; организационная форма государственного управления, когда высшее духовенство определяет государственную политику и имеет огромное влияние во всех сферах жизни общества. Такое доминирующее положение церкви и церковных лидеров закреплено законодательно, так что главой государства может стать только духовный лидер. В клерикальных государствах религия законодательно признана в качестве официальной идеологии государства, а соответствующая ей религиозная организация (церковь, духовное управление и т.д.) принимает участие в решении государственных вопросов, выполняет роль обоснования политики, является обязательным элементом государственной системы образования и воспитания, пользуется исключительным приоритетом и поддержкой государства, содержится за его счёт. Процесс тесной интеграции религии и государства начался в Римской империи и продолжился в Средние века. Он сопровождался возникновением и укреплением привилегии духовенства как сословия со своими законами и судами. Высшие церковные иерархи участвовали в управлении государством, церковь обладала монополией на образование, епископы, клир и монастыри были наделены административной властью на определённых территориях. Однако это приводило и к реальной зависимости церкви от светской власти. Взаимная интеграция религии (церкви) и государства всегда сопровождалась злоупотреблениями правами церковной власти и использованием религии в политических целях, что в XIX в. получило название «клерикализм». В настоящее время конфессиональные государства делятся на два типа: религиозные государства (включая теократии) и государства с государственной религией (церковью). К числу религиозных государств относятся Ватикан, ряд мусульманских государств (Иран, Саудовская Аравия), в которых ислам пронизывает все сферы государственной, общественной и личной жизни, не существует разделения между государством и религиозной общиной, религией и политикой, законом и религией, государственно-правовые и религиозно-нравственные институты тесно переплетаются при доминировании духовенства. Практически такая система действует в современном Иране, где существуют светская власть, парламентская система, президент, но над всем этим стоит глава церкви и государства – пожизненный руководитель. Основными признаками такого государства являются: главенствующая роль мусульманского права в системе источников права и юриспруденции, обязанность глав государства проводит в жизнь принципы ислама, наличие специальных религиозно-политических органов, которые следят за соответствием политических решений и законодательства требованиям ислама, назначение на государственные должности только мусульман; запрет или значительные ограничения деятельности неисламских религиозных организаций и немусульманской религиозной практики. Многие исламские идеологи (а также ряд учёных) считают, что ислам не имеет разделения светских и духовных функций и повсюду способствует сохранению нераздельности религии и государства, духовной светской власти. Во многом это обусловлено длительным сохранением ислама в качестве основы законодательства, а также тем, что больше тысячи лет светская и религиозная власти сосредотачивались в одних руках: глава государства (халиф, эмир или султан) имел одновременно и  титул эмира правоверных.

 



 
PR-CY.ru