КОНСТАНТИН I - Страница 5

Дважды Константин I изображён на миниатюре, иллюстрирующей поставление Аркадия епископом в Новгород. В левой части композиции он благословляет склонившегося перед ним епископа Аркадия (на Константине I зеленоватый саккос с омофором) на фоне церковных стен; в правой части сцена благословения повторена на фоне городских ворот (на Константине I тёмная архиерейская мантия и куколь); в правом верхнем углу епископ Аркадий изображён на пути в Новгород. На нескольких миниатюрах, соответствующих упоминаниям Константина I в тексте летописи, на заднем плане изображён старец в тёмной мантии с истоками и в куколе. Исследователи полагают, что это – Константин I, однако нет никаких атрибутов, позволяющих исследователям отличить его от других упомянутых здесь же архиереев. Цикл из нескольких миниатюр показывает удаление Константина I из Киева в Чернигов, историю его преставления и погребения. Погребение Константина I в Спасском соборе Чернигова также проиллюстрировано в Радзивиловской летописи конца XV в. (Библиотека Академии Наук). Константин I изображён лежащим в гробу после того, как его тело было перенесено в город. У его изголовья стоят епископ Черниговский Антоний с раскрытым Евангелием в руке и князь Святослав Ольгович. Константин I облачён в фелонь и омофор, у него короткие волосы и борода, вокруг головы нимб. В соответствии с академической традицией Константин I описан под 5 июня в подлиннике для иконописцев Виктора Доримедонтовича Фартусова: «...Типа греческаго, преклонных лет, с широкой бородой более средней величины, изчерна с проседью; в саккосе и митре. В руках хартия с его изречением: “Аз да постражду, яко да отвратит Господь смущение от людей своих”». К этому описанию близко изображение Константина I (вместе с Лукой Новгородским) на одном из клейм иконы «Собор русских святителей» (1860 гг., собор во имя равноапостольного князя Владимира в Санкт-Петербурге), где святой показан стоящим на орлеце в богатом парадном облачении – золотисто-охристой фелони, розоватом омофоре и с палицей, в голубом подризнике и расшитой драгоценными камнями митре. Обеими руками митрополит поддерживает закрытое Евангелие, положенное на перекинутый через правую руку светло-оливковый плат. Изображение Константина I в академической манере помещено в группе подвижников XII в. в росписи галереи русских святых, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись иеродиаконов Паисия и Анатолия конца 1860 – 1870 гг., поновление – 1970 гг. и около 2010 г.). Константин I был изображён в росписи алтарной арки над иконостасом придела во имя великого князя Александра Невского в храме Христа Спасителя (1870 гг., художник В.Д. Фартусов по эскизам академика Николая Андреевича Лаврова). В иконописи середины XX в. Константин I изображён на иконе «Святые первосвятители всея Руси» монахни Иулиании (Соколовой; митрополичьи палаты Троице-Сергиевой лавры) – в виде старца с длинной, сужающейся книзу бородой, в мантии с истоками и в белом куколе, с развёрнутым свитком (надпись: «Прошу и молю повержите тело мое вне града») в правой руке и с посохом в левой; наименован святитель блаженным Константином, чудотворцем Черниговским. Константин I включён также в группу Киевских чудотворцев на другой иконе письма монахини Иулиании – «Собор святителей, в земле Российской просиявших» (1950 гг., митрополичьи палаты Троице-Сергиевой лавры).



 
PR-CY.ru