КОНСТАН Альфонс - Страница 2

Позже, покинув монастыри, оно смешалось с толпой, всходило на костры с альбигойцами, вместе с Франциском Ассизским протестовало против собственности, поддерживало Яна Гуса, устами Саванаролы поднимало к восстанию Флоренцию, вдохновляло Мартина Лютера и сделало своим избранником Томаса Мюнцера. «Грязный дух эгоистической собственности» проник в официальную церковь, как Иуда – в среду апостолов; духовенство затемнило смысл учения Христа, пророка бедности и братства, и этим отвратило от него бедные классы. «Когда народ поймет Евангелие – он уверует». Рационалистическим объяснением чудес и символов Альфонс Констан надеялся примирить религию с наукой. Религия, по его мнению, прогрессирует и должна прогрессировать; единственная истинная религия – католицизм, которому и принадлежит в будущем господство над миром. Общественный строй тогда совершенно изменится: неравенство и бедность станут достоянием истории; вместо них воцарятся христианская любовь и имущественный коммунизм. Последний понимался Альфонсом Констаном то как полное отрицание частной собственности, то как союз труда, таланта и капитала (в духе учения Шарля Фурье). Переворот может обойтись без кровопролития, если собственники проникнутся духом христианского самоотречения: иначе дело дойдёт и до насильственной экспроприации. Кроме имущественных, реформе подвергнутся и семейные отношения, причём место «проституции в браке» займёт свобода любви. Всякое принуждение исчезнет, а наказание будет преобразовано в нравственную гигиену. Труд сделается привлекательным и необременительным. Будущий коммунистический строй Альфонс Констан рисовал в стихах и в прозе, особенно охотно представляя его себе как новое пришествие Христа. На Альфонсе Констане исследователи видят влияние Шарля Фурье, Анри Сен-Симона (идея прогресса в применении к религии) и Фелисите Робера де Ламенне («демократическое» католичество, синтез веры и знания). Сам Альфонс Констан, называвший своё учение «неокатолическим коммунизмом», имел в среде низшего французского духовенства немало последователей и, между прочим, оказал влияние на Флору Тристан, Рене Дидье и др. Главнейшие сочинения Альфонса Констана (кроме названных выше): «Doctrines religieuses et sociales» (1841 г.); «Le livre des larmes ou le Christ consolateur» (1845 г.); «La Vérité sur toutes les choses» (журнал, 1845–1846 гг.); «Les trois harmonies» (1845 г.); «La Fête-Dieu ou le triomphe de la paix religieuse» (1845 г.); «La dernière incarnation» (1846 г.); «Le Testament de la liberté» (1848 г.).



 
PR-CY.ru