КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ - Страница 2

К тому же времени относится чтение «молитвы коленопреклонения» в «Евхологионе» Сарапиона Тмуитского: после неё и следующих затем четырёх молитв стоит замечание: «Все эти молитвы читаются пред молитвою приношения». Иоанн Златоуст указывает другое время для коленопреклонения, – время чтения приготовительной к причащению молитвы. Наконец, по указанию памятника III–IV вв. «Testamentum Domini nostri Jesu Christi», коленопреклонение совершалось на предрассветных собраниях, а по свидетельству Устава Афанасия Афонского на часах в пост святых Апостолов после чтения кафизм (последний памятник запрещает, между прочим, монахам совершать коленопреклонение на скамейках). Что касается дней, в которые можно было сопровождать молитвы коленопреклонением, то, по словам Тертуллиана, ими являются, прежде всего, дни поста, а затем и все недельные, кроме воскресений и всего периода от Пасхи до Пятидесятницы. Обычай не преклонять колен в течение последнего срока отмечается уже Василием Великим, вышеупомянутым памятником «Testamentum Domini nostri Jesu Christi» и утверждается на последующие времена правилом 20 Никейского собора 321 г. По прошествии данного срока, коленопреклонение начиналось с вечерни Пятидесятницы, на которой произносились три группы молитв с коленопреклонением (кондак на данный праздник Романа Сладкопевца; изложение состава вечерни Пятидесятницы в апостоле XI в. русского Пантелеймоновского монастыря, в Типиконе Евергетидского монастыря по руководству XII в., в Типиконе 1292 г. Ватиканской библиотеки). Кроме общественного богослужения, коленопреклонение имело и имеет место на частном – при хиротонии в диакона и пресвитера и при пострижении в монашество. Посвящаемый в сан диакона как прежде, так и теперь преклоняет одно колено (перед произнесением молитвы – «Божественная благодать») в знак того, что «он поставляется служителем одного только божественного священнодействия, и притом не сам по себе, но получая разрешение от священника, ибо он есть служебное лице». Что касается времени преклонения колен посвящаемых в пресвитера, то в древности оно было иное, чем теперь. Как исследователи видят из чина хиротоний по Барберинову евхологию VIII–IX вв. по рукописи X в. Синайской библиотеки, Криптоферратскому евхологию XII в., Илитарию XVI в. Ксенофской афонской библиотеки» – хиротонисаемый преклонял колена пред чтением молитвы «Боже безначальный». Современный обычай преклонять колена при произношении слов: «Божественная благодать» утвердился в греческой богослужебной практике не раньше ХV в. под влиянием воззрения Симеона Солунского на них, как на совершительную формулу. При пострижении в монашество коленопреклонение имело место по древним памятникам в самом начале чина.



 
PR-CY.ru