КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ

КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ – одно из сопровождающих усердную просительную и покаянную молитву действий. Обычай преклонять во время молитвы колена был уже известен Ветхому Завету (молитва царя иудейского Манассии, – прибавление к 36-й главе второй книги Паралипоменон) и из него перешёл в христианскую церковь, в которой практикуется со времени апостолов. Так, первомученник Стефан пред своею смертью «преклон колена, возопи гласом велиим» (Деян. 7:60); равным образом и апостол Пётр пред воскрешением Таввфы «преклонь колена, помолися» (Деян. 9:40), а об апостоле Иакове Праведном существует предание, что он молился так часто и усердно, что его колена были покрыты толстой, как у верблюда, кожей. Освящённый практикой апостолов, обычай коленопреклонения наблюдается при их ближайших преемниках, а равно и во всё последующее время. Климент Римский советует (согласно апостолу Павлу в Еф. 3:14) кающимся преклонять колена своего сердца (первое послание к Коринфянам, глава 57); Иустин Мученик уверяет, что та молитва наиболее умилостивляет Бога, которая сопровождается слезами, сокрушением сердца и преклонением колена (разговор с Трифоном, глава 90); Тертуллиан высказывает предположение, что Моисей смягчил бы божественный гнев, если бы молился коленопреклонённым («Против Маркиона» 3:18), а Евсевий Кесарийский («Церковная история») называет обычай молиться в коленопреклонённом состоянии общехристианским. В частности, на обычай сопровождать коленопреклонением усердную молитву указывает записанный церковным историком Сократом рассказ, что накануне предполагаемого принятия Ария в церковь Александрийский епископ упал на колени пред святым престолом и просил Бога, чтобы Он не допустил этого. Как принадлежность покаянной молитвы, коленопреклонение отмечается Тертуллианом, замечающим, что «в дни поста и стояний ни одна молитва не обходится без коленопреклонения», Кассианом, называющим коленопреклонение «знаком покаяния и печали», а равно и пятым правилом Неокесарийского собора (около 314 г.): «Оглашенный, входящий в церковь и стоящий в числе оглашенных, обличен быв во грехе, ещё сопричтён был к преклоняющим колена, да низведётся в разряд слушающих Писания». По более достоверному мнению, «преклоняющие колена» означают кающихся (следовательно, молитвы этих последних сопровождались коленопреклонением). Являясь выражением указанных чувств, коленопреклонение имело место, прежде всего, на литургии, – после удаления из храма оглашенных и готовящихся к просвещению. Возбуждая к молитве оставшихся верных, диакон, (по свидетельству литургии VIII книги «Апостольских Постановлений») возглашал: «Одни вернии преклоним колена».

 



 
PR-CY.ru