КНИЖНИКИ

КНИЖНИКИ – новозаветное обозначение еврейских учителей закона периода Второго храма, в большинстве случаев указывающее на противников Иисуса Христа этим словом, в основном, переводится греческое слово, которое в Ветхом Завете чаще употребляется в том смысле, которое оно имело в других культурах древнего Ближнего Востока – «писец, учитель, секретарь» и т.п. (это же справедливо для эллинистического времени, как показывает использование слова у Иосифа Флавия) и в Новом Завете (ср.: Деян. 19:35). Происхождение института книжников как учителей закона в позднеперсидское или раннеэллинистическое время исследователи связывают с реорганизацией храмового культа Ездрой. В библейском рассказе об этом событии сообщается, что в ответ на просьбу Ездры позволить евреям вернуться из изгнания в Иерусалим персидский царь Артаксеркс повелел предоставить им все необходимые для возвращения и возобновления богослужения ресурсы (1 Езд. 7:21–22). Сам Ездра должен был поставить «правителей и судей», судить тех, кто «не будет исполнять закон Бога… и закон царя» (1 Езд. 7:25–26). Ездра изображается руководителем репатриантов, ведомых священниками, левитами и главами семей, но, имея первосвященнический жезл, он не возглавлял богослужение и оставался лишь религиозным главой народа (1 Езд. 8–10), а Неемия – его политическим лидером (Неем. 12:26). Также подчёркивается, что Ездра был учителем, который читал закон народу; при этом левиты помогали людям понять Тору, совершать молитвы и приносить жертвы (1 Езд. 8). Акцент на научении народа Торе может указывать, по мнению исследователей, на то обстоятельство, что уже в служении Ездры (1 Езд. 7:11; Неем. 8; 12:26) обнаруживается связь института книжников со священническими кругами, т.к. изучение Писания с самого начала относилось к функциям священников (ср.: Втор. 33:10). Левитские или священнические книжники упоминаются также в книге «Паралипоменон» (1 Пар. 24:6; 2 Пар. 34:13), а позже в «Завещании Левия». Ещё один книжник, о котором говорится в «Книге Неемии», – Садок (Неем. 13:12–13), назначенный смотрителем храмовой сокровищницы (Неем. 13:13), связан со священником (Шелемией) и левитом (Федаией). Но даже если термин «книжник» в рассказе о Ездре употребляется как указание на персидского писца, секретаря, администратора, обозначение Ездры «книжником, сведущим в законе Моисеевом» (1 Езд. 7:6), «священником, книжником, учившим словам заповедей Господа» (1 Езд. 7:11; ср.: Неем. 8:1–2; 12:26, 36), означало, что наметился переход к пониманию книжников именно как учителей закона, которые, подобно Ездре, изучают закон и учат ему Израиль (ср.: 1 Езд. 7:10). При всей сложности вопроса о точных функциях книжников, священников, левитов, писцов и других лидеров в ранней послепленной еврейской общине из свидетельств источников исследователям ясно, что книжники относились к высшим кругам иерусалимского общества. Исследователи не сомневаются, что книжники, разделявшие часть функций с другими лидерами (священниками, пророками, политическими лидерами и т.п.) в период плена и после возвращения играли определённую роль в составлении и редактировании библейских текстов.

 



 
PR-CY.ru