«КЛИМЕНТИНЫ» - Страница 9

Учение о сизигиях составляет космологию и антропологию «Климентин». Как полемист против гнозиса, их автор стоял лицом к лицу с двумя задачами: с одной стороны – необходимостью сохранить догмат абсолютного божественного единства, с другой – ответить на возбуждённый гнозисом вопрос времени о происхождении зла в мире. Гностики отвечали на него глубоко песимистически – учением о зле, как метафизическом начале, которое коренится в материальном принципе мироздания, и потому вечном и изначальном. Таким образом, идея божественного единства приносилась ими в жертву видимой невозможности объяснить монистически происхождение зла в мире. Как строгий евионит, автор «Климентин» не мог допустить подобной жертвы; наоборот, он отрицает наличность зла в мироздании, поскольку оно является творческим делом Божьим. В мире, который рассматривается в непосредственной зависимости от божества, есть лишь отношение сильного и слабого, правого и левого, мужского и женского. Но то и другое одинаково необходимо, и то и другое находится в повсюдном взаимном «сочетании» (сизигии) и проникает собой весь мировой процесс. «Бог... всё до последних пределов разделил на двое и по противоположению. Сам из начала семейный Бог, – Он создал небо и землю, день и ночь, свет и огонь, солнце и луну, жизнь и смерть... Также поставлены два царя: одному из них (дьяволу) предоставлено царствовать над временным миром, а другому (Христу) владеть царством будущего века». Во всех этих сочетаниях (сизигиях) исследователи не видят ничего субстанциально злого. Даже дьявол, если он и зол, то не по отношению к греховному человечеству. В его существовании признаётся необходимая польза. Он имеет определённое от Бога служение – «сорадоваться гибели злых» (т.е. наказывать их) и несёт это служение так же трепетно и благоговейно, как и князь будущего века Христос. Исследователи отмечают, что к этому строго теистическому представлению закона мировых сизигий в современных «Беседах» присоединяется ещё натурфилософское или материалистическое их понимание. Сущность этого взгляда, который есть все основания считать позднейшим придатком к подлиннику, исследователям представляется в следующих чертах. При творении мира Бог извёл из себя (исследователям неясно, каким путём: посредством ли творческого акта или эманатически) четыре первичные стихии, находящиеся в отношении взаимной противоположности, или в сочетании (сизигии): огонь, воздух, воду и землю, иначе – тёплое и холодное, влажное и сухое. У Бога они прибывают чистыми и смешанными и составляют как бы «тело» Божье или «скинию» Божию. После изведения вовне они вступают в смешение и (вследствие стремления противоположных элементов к взаимному поглощению) среди них возникает злое желание разрушения или начало зла. Олицетворённое в конкретной личности, оно есть дьявол или князь зла. Напротив, нормальные «сочетания» элементов, без нарушения их взаимного равновесия, служат источником «удовольствия жизни»; высшее и лучшее их сочетание есть «Сын Божий» или добрый царь. Дьявол имеет власть только над теми, в ком нарушилось правильное соотношение элементов, и возникло незаконное преобладание одного над другим. Все эти воззрения, отрешённые от своей восточно-иудейской оболочки, выражают ходячие представления древности о физических и физиологических процессах в природе.

 



 
PR-CY.ru