«КЛИМЕНТИНЫ»

«КЛИМЕНТИНЫ» – группа памятников древнехристианской письменности, связанных по своему содержанию и происхождению с именем Римского епископа Климента, мужа апостольского (I в.). В них излагается его мнимая судьба и подвиги, и все они долгое время усваивались ему, как автору. Эти памятники следующие: 1) Послание Петра к Иакову, епископу Иерусалимскому и соединённое с ним «Свидетельство для получающих книгу»; 2) Послание Климента к Иакову; 3) «Беседы» Климента в числе двадцати («Homiliae viginti»), называемые ещё «Климентинами» в тесном смысле; 4) «Встречи» в десяти книгах, дошедшие до нас в латинском переводе Руфина Аквилейского (V в.), и 5) так называемое «Сокращение деяний Петра», известное в настоящее время в двух редакциях. Важнейшие из этих сочинений – «Беседы» и «Встречи»; то содержание, какое обыкновенно связывается с представлением о «Климентинах», принадлежит этим памятникам. По мнению исследователей, оба они стоят друг к другу в отношении редакций, но в то же время в обработке общего историко-дидактического материала настолько существенно различны, что их с полным правом исследователи рассматривают как самостоятельные произведения. Послания Петра и Климента составляют как бы препроводительные документы при них, т.к. оба памятника изложены в форме посланий к Иакову, брату Господню. В частности, в первом послании мнимый апостол извещает предстоятеля Иерусалимской церкви, что он посылает к нему «книги своих проповедей» и просит о тщательном хранении их во избежание искажений от еретиков. В «Свидетельстве» затем рассказывается, как Иаков, брат Господень, исполнил эту просьбу «верховного учителя» из апостолов, и излагаются те страшные заклинания, которые должны были произносить как получающие, так и передающие книги «Петровых проповедей». В «Послании Климента» мнимый отправитель извещает Иакова о смерти апостола Петра (этого камня церкви) и рассказывает, как он восприял от него кафедру учительства и предстоятельства в Риме, какие слышал наставления о добром епископстве и как, наконец, получил повеление, сообщивши о смерти апостола, послать к нему, Иакову, собственное краткое описание, которое и предлагается потом в «Беседах» и « Встречах». «Сокращение деянии Петра» имеет второстепенное значение. В обеих известных редакциях (краткой и более полной) оно представляет простое извлечение из «Homiliae viginti» и «Послания Климента». Работа эпитоматора состояла в сокращениях, в некоторых текстуальных исправлениях, в замене евионитских богословских выражений православно-церковными и в небольших добавлениях из сторонних источников. К краткой и более известной редакции, в настоящем её виде, присоединены ещё извлечение из мартиролога святого Климента, составленного Симоном Метафрастом, и сказание о чуде над отроком при гробе святого мученика, переработанное из сочинения Херсонесского архиепископа Ефрема. Древность знала ещё несколько редакций «Климентин», но они до нас не дошли.

 



 
PR-CY.ru