«КЛИМЕНТИНЫ» - Страница 11

В существе своём они концентрируются в главном догмате гностического евионзма – в учении об Адаме Христе – Пророке истины. Корни этого учения исследователи видят в иудейско-талмудическом учении о «Духе пророчественном». По взгляду талмудических раввинов, «Дух пророчественный» есть посредствующее между Богом и миром начало непрестанно действующего в Израиле откровения. В сознании писателя (христианина, хотя и иудаиста) понятие о «Духе пророчественном Иеговы» заменилось понятием о «святом духе Христа» – Пророка истины. Но у автора «Климентин» «святой и великий дух предвещания» не есть только отвлечённое понятие, а живая конкретная личность небесного Христа. Он есть игемон истинного пророчества, противодействующего ложному пророчеству человека. Бог от века создал Его и отдал Ему во власть будущий век; Он есть, таким образом, небесный Эон, или верховный Ангел Откровения по терминологии емазантов. Преэкзистенция (примерное предсуществование) небесного Христа, по учению «Климентин», несомненна. Его дело – сообщить людям спасительное «ведение»; этим Он разрушает действие «женского пророчества» в мире. Вся сумма спасительного гнозиса исходит только от Него, потому что ему «Отец открыт непосредственно», а все люди, которые когда-либо хотели узнать истину помимо Него умирали в поисках, не найдя её. При своём политическом взгляде на природу греха, автор «Климентин» и дело спасения понимает исключительно как возвращение людям забытого ведения истинных путей жизни; идея искупительных страданий ему была совершенно чужда. Это ведение было сообщено Богом ещё через первозданного и отселе, как единая истинная и всеобщая религия, долженствовало сохраняться во все века. Но этого не случилось: время от времени весь мир, подобно дому, наполняется густым и едким дымом человеческих страстей и заблуждений. Надлежало кому-либо периодически отворять двери этого дома, чтобы выпустить оттуда дым и внести луч истинного боговедения. Это дело и совершает небесный Христос. «Один и тот же пророк истины, – говорит автор «Климентин», – от начала века, переменяя вместе с именами образы, проникает век, пока, достигнув предопределённых Ему времён, не будет помазан за труды свои елеем Божьим и не приобретёт вечное упокоение». Придя сначала в теле Адама (исследователи отмечают, что автор «Климентин» резко отделяет первозданного мужа от первой жены; в грехопадении повинна только жена, первый же человек был «истинным пророком, безгрешным и бессмертным, всецело владевшим святым духом Христа»), Он вновь и вновь воплощается в избранных носителях откровения, чтобы поддержать среди людей светильник истинного знания. Так, Он открывается семи великим праведникам Ветхого Завета, которые были «столпами мира»: Еноху, Ною, трём патриархам и Моисею (седьмой в этом числе первозданный Адам). Высшим воплощением пророка истины был Иисус Христос, возвративший изначальной религии её универсальное значение.

 



 
PR-CY.ru