КОНХА - Страница 3

В крупнейших храмах конхи были прорезаны окнами и оформлены сходящимися рёбрами, как в соборе апостола Петра в Ватикане (1506–1627 гг., план – архитектор Д. Браманте, переработка – Микеланджело) или в церкви Санта-Мария-делла-Консолационе в Тоди (1508–1606 гг., школа Д. Браманте). Архитектурная поверхность барочной конхи могла быть трактована гротескно: например, в церкви Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме (1634–1667 гг., архитектор Франческой Борромини) в изогнутые кессонированные конхи вписаны фронтоны. Живописная декорация, дематериализующая архитектурную форму, также была популярной в эпоху барокко: в конхе придворной капеллы в Версале (1698–1710 гг., архитекторы Жюль Ардуэн-Мансар, Робер де Котт) было написано «Вознесение Господне»; иллюзионистическая фреска украсила конху капеллы епископской резиденции в Вюрцбурге (1719–1753 гг., архитектор Иоганн Бальтазар Нойман). Для конхи эпохи классицизма характерны антикизированная форма и декор в виде кессонов. Они получили широкое распространение в церковной архитектуре, напоминая об императорских храмах раннего христианства, а именно о базиликах в Риме и Иерусалиме. Конха с декором в виде кессонов встречается в низких иконостасах, царские врата которых стилизованы под триумфальную арку (иконостасы по проектам Матвея Фёдоровича Казакова для дворца императрицы Екатерины II на Пречистенке, для архиерейского дома в Чудовом монастыре на территории Московского Кремля, 1770 гг., не сохранились). Конха над царскими вратами иконостаса Троицкого собора Александро-Невской лавры (проект Ивана Егоровича Старова, 1774–1776 гг.; исполнен Луиджи Пинкетти в 1786–1790 гг.) напоминает о римских императорских базиликах. От этих произведений, по мнению исследователей, ведут своё происхождение необычные фальшь-конхи из дерева, которые сохранились в конструкциях провинциальных русских иконостасов: в церкви Преображения в деревне Никола-Высока (1820 г., Весьегонский район Тверской области), в церкви Всех святых в Туле как имитация каменного свода в интерьере (1776–1825 гг., иконостас – 1820 г.); в церкви Святой Троицы в селе Пятине Инзенского района Ульяновской области (бывшая Симбирская губерния, 1823–1832 гг., архитектор Михаил Петрович Коринфский (?)). Конха широко применялась и в светском строительстве, например, в зале с лестницей в Холкем-холле, графство Норфолк, Англия (1730 гг., архитектор Уильям Кент); в кабинете «фонарик» Павловского дворца под Санкт-Петербургом (1807 г., архитектор Андрей Никифорович Воронихин). Применение конхи прекратилось с упадком классической традиции в архитектуре, а также с появлением новых технологий на рубеже XIX и XX вв.



 
PR-CY.ru