КОНХА - Страница 2

С развитием купольной архитектуры в Византии семантическое значение конхи отходит на второй план, уступая место куполу как наиболее важному архитектурному и символическому элементу церковного здания. В выстроенном архитекторами Исидором из Милета и Анфимием из Тралл соборе Святой Софии в Константинополе (532–537 гг.) была применена система из двух больших полукуполов, или конх, поддерживающих купол, и ряда малых конх, завершающих полукруглые колонные экседры. При этом в куполе и в конхе сделаны окна, что требовало точного расчёта конструкции и мастерства создателей. Византийский писатель Прокопий Кесарийский сравнивает купол собора Святой Софии в Константинополе с «золотым полушарием, спущенным с неба», а конху (или полукупол) – с серпом луны (полумесяцем). В византийской церковной архитектуре и декоре в связи с переходом символического центра к куполу меняется состав изображений в конх. В средневизантийский период в алтарной конхе, как правило, помещали мозаичное изображение Богоматери (тронный образ, в рост; с Младенцем или без, например, в храмах Успения Пресвятой Богородицы в Никее, после 787 г., Святой Софии в Константинополе, после 867 г., в Киеве, 1040 гг.); исследователям известны мозаики с изображением Спасителя (поясным, на троне, например, в соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале на острове Сицилии, между 1183 и 1189 гг.). В романской Европе в конхах, украшенных фресками, мог быть представлен Христос во славе, как, например, в церкви апостолов Петра и Павла в Нидерцелле (остров Райхенау, 1120 г.) или в церкви Санта-Мария в Тауле (1123 г., Национальный музей искусства Каталонии, Барселона). Композиции в конхе апсид малых алтарей, боковых алтарных помещений или на фасадах могли иметь уникальные сюжеты, как, например, мозаика XIII в. в одной из экседр на фасаде Сан-Марко – с перенесением мощей апостола Марка в собор; фреска «Сошествие во ад» в конхе в парекклисионе монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (1316–1321 гг.) и др. В эпоху готики конха трансформировалась в систему гранёных сводов с нервюрами, декорация в конхе практически не использовалась. В эпоху Ренессанса с его интересом к древнеримскому архитектурному наследию возрождаются конха и античные принципы её декорирования. Конха в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане (1493 г., архитектор Донато Браманте) покрыта квадратными кессонами; мотив ребристой веерообразной раковины, буквального прототипа конхи, использован в соборе Сан-Пьетро в Фаэнце (1474 г., архитектор Джулиано да Маяно), в Темпьетто (монастырь Сан-Пьетро-ин-Монторио) в Риме (1502 г.), в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме (1509 г., оба – архитектор Д. Браманте).

 



 
PR-CY.ru