КАТАРСИС - Страница 2

Человек должен положить начало новому самосознанию: суждению о себе в свете нового измерения, вызванного катарсисом. Катарсис обычно требует, чтобы человек отвернулся от того, что доселе находилось в центре его личной жизни, в фокусе внимания и предпочтения. В-третьих, основная задача религиозного катарсиса состоит в том, чтобы после осуждения прежней интенции и прежних содержаний был обновлён в своём строении и укреплён в своей силе духовно-религиозный акт человека. Следовательно, задача которую ставил себе в истории религиозный катарсис, состояла в том, чтобы отвлечь личное бессознательное от небожественного и направить его к сакральному и религиозному. Визуальное восприятие и вербальное выражение (и самовыражение) – деятельные механизмы катарсиса. Архитектоника религиозной жизни во все времена строилась с учётом организации возможности транквилизировать общинную и (или) персональную ситуацию; этому служили и древние инициации, и христианские таинства, прежде всего, исповедь. Катарсис – исповедальный подход к лечению душевных травм, использующий абреакцию эмоций, с ними связанных. Благодаря Зигмунду Фрейду эта разновидность психоаналитической терапии была развита до уровня специального метода: «...Мы позволяем больному выговориться, помогаем ему выбрать соответствующее направление в тех случаях, когда, как кажется, он умалчивает о чём-то существенном, демонстрируем полное понимание того, что он говорит, и убеждаем его в собственной моральной толерантности. Такие "исповеди" часто приносят облегчение». По Карлу Густаву Юнгу, речь идёт не об интеллектуальной констатации травмирующих переживаний, необходимым является «подтверждение такого признания сердцем». В психотерапевтических методах различных школ использован светский вариант института религиозной исповеди. Аналогами являются также задушевные утешительные беседы, т.е. простой непринуждённый разговор с доброжелательным человеком о своих проблемах и тревогах, но чем слабее связь с традиционным регламентом межличностного общения (ученика с наставником, младшего со старшим и пр.), тем более поверхностен эффект очищения. Иное объяснение механизмов катарсиса предлагает Джон Винсент Атанасовым с позиций учения Ивана Петровича Павлова о высшей нервной деятельности. Катарсис – это физиологический (соответственно патофизиологический) процесс снижения и нормализации возбуждения в патодинамической структуре инертного сверхвозбуждения, возникающего под действием психотравмы. Он может быть предметом исследования как нормальной, так и патологической физиологии. В первом случае это касается незначительных психотравм, почти ежедневно переживаемых, но не вызывающих невроза. Сверхвозбуждение функциональной структуры быстро выравнивается и исчезает. Этот ежедневный катарсис – явление осознанное и хорошо известное. Сверхсильный для определённых индивидов раздражитель может стать поводом для возникновения патодинамических очагов с высоким инертным возбуждением, которые сохраняются длительное время и являются предметом патофизиологии. Не всё в процессе снижения возбуждения может быть осознанно, к тому же не всё осознанное адекватно. При тяжёлых психических травмах у людей, предрасположенных к невротическим расстройствам, спонтанный катарсис не наступает, и именно поэтому требуется психотерапевтическое вмешательство. Как лечебная техника или, точнее, как принцип любой техники катарсис используется во многих психотерапевтических методах, объединяемых понятием «катарсическая психотерапия». В качестве одного из механизмов лечебного воздействия катарсиса входит в такие методы психотерапии, как психоанализ, аналитическая психология, психодрама, групповая психотерапия и многие другие.



 
PR-CY.ru