КАТАРСИС

КАТАРСИС (от греч. – очищение) – термин древнегреческой философии и эстетики, обозначающий сущность эстетического переживания. Восходит к древнему пифагорейству, согласно которому музыка очищает душу. В греческом религиозном врачевании «катарсис» – освобождение тела от какой-нибудь вредной материи, а «души» – от «скверны» и болезненных аффектов. Психотерапевтический смысл понятия «катарсис» заключается в эмоциональном потрясении, которое испытывает человек под воздействием вторичного переживания личных патогенных и (или) стрессогенных аффектов, послуживших источником психической травмы, и в последующем адекватном отреагировании, т.е. освобождении от болезнетворных симптомов. Катарсис является как целенаправленным процессом организованного лечебного воздействия, так и достигнутым состоянием очищения страдающего субъекта. Греческое выражение «катарсис аффектов» имело двоякий смысл и означало: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, временное освобождение от них. Латинским синонимом «катарсиса» является «абреакция». Понятие «катарсис» (очищение) в описание переживаемых человеком состояний ввёл Аристотель (384–322 гг. до н.э.), характеризуя воздействие трагедии на зрителя, совершающее посредством сострадания и страха внутреннее очищение. Греческая трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, должна была произвести разряжение этих аффектов, направляя их по безвредному руслу эстетической эмоции, и, следовательно, создать чувство облегчения, подобия тому, как в греческом религиозном врачевании «энтуазистические» состояния излечивались с помощью исполнения перед больными энтуазистических мелодий, которые вызвали повышение аффекта и соответственно катарсиса. Древнегреческая трагедия имеет мифо-теологическое основание, таким образом, переживание сакрального действия, сопричастность к которому обусловлена личностной значимостью происходящего, вызывает отреагирование. Античный театр следует ритуальным акциям мистерий, которые, как позже литургическая практика христианства, способствуют переживаниям катарсического типа. Однако в отличие от античной традиции, где «катарсис» понимался в этическом, медицинском и (в последнюю очередь) религиозном смысле, в настоящее время этот термин имеет преимущественно религиозно-психическое значение. Катарсис религиозной жизни состоит в осознании долгих периодов, когда человек обнаруживает себя на бесконечном расстоянии от Бога. Причём периодические состояния религиозного экстаза, сопровождаемые чувством близости к Богу, сменяются состояниями отчаяния и отчуждённости, когда человек перестаёт ощущать его присутствие. Эти периоды ощущения богооставленности предшествуют катарсису, который очищает и просветляет религиозную жизнь. В религиозной практике катарсис чаще всего связан с богослужением и молитвой, т.е. такими психологическими процессами, в основе которых лежит практика религиозной исповеди и медитации. Главной целью этих действий является достижение ритуальной чистоты. Сущность религиозного катарсиса связана с динамикой чувственно-эмоциональной сферы индивида, с трансформацией отрицательных переживаний в положительные. Рассматривая изменение индивида в процессе очищения, исследователи выделяют три составляющие религиозного катарсиса. Во-первых, индивид должен поколебать и преодолеть в себе наивно-аутистическую интенцию. Во-вторых, ему предстоит испытать новое измерение и содержание жизни.

 



 
PR-CY.ru