КАССАНДЕР Георг - Страница 2

На правителей Римской церкви падает, по его мнению, упрёк в том, что они всякого, стремящегося к уничтожению злоупотреблений, отлучают от церкви и присуждают к смертной казни; это, – по мнению Георга Кассандера, – главная причина всей схизмы. С другой стороны, хотя бы церковь и оскудела до крайности, она всё же продолжает существовать до тех пор, пока Христос остаётся её фундаментом. Согласно Георгу Кассандеру, нужно различать отделение от главы и отделение от тела церкви: от главы отделяется тот, кто распространяет ложное учение о Христе; от тела же отделяются не из-за известной разницы в обряде и мнениях, но вследствие недостатка любви. Строже всего порицает он тех, кто хотел бы оставить церковь в её упадке. «Они чтут папу, – говорил он, – почти как Бога; они возносят его власть не только над всею церковью, но и над Священным Писанием; его слово, как непогрешимое правило веры, ставится наравне с божественным откровением». В этом многие приверженцы Реформации могли бы с ним согласиться, однако прочное соглашение тотчас же делается невозможным, когда Георг Кассандер рядом со Священным Писанием ставит церковные предания и чрез это, – по их мнению, – широко открывает двери для тех самых злоупотреблений и ложных учений, которые они пытались искоренить, как нетерпимые в истинной религии. Ссылаясь на Иринея Лионского и Тертуллиана, Георг Кассандер старался доказать, что недостаточно знать Священное Писание, а нужно ещё понять его правильный, истинный смысл. Апостолы изложили в своих Писаниях учение Христа лишь кратко, но их устная проповедь была полней. После смерти апостолов нельзя было опровергнуть еретиков с помощью Священного Писания – тем более что оно было общим и для православных, и для еретиков. Ложное учение еретиков можно было опровергнуть только лишь при помощи истинного смысла Священного Писания. А этот истинный смысл мог быть отыскан именно в согласии всех церквей, которым апостолы доверили, как залог, учение Христа. Есть четыре рода истин веры. Первый – это учение Священного Писания; второй – апостольские предания (и для этих обоих непозволительно какое-либо сомнение). Третий содержит учение, принятое всеми или большинством церквей, подтверждаемое правдоподобными (вероятными) основаниями и свидетельствами Писания (такое учение тоже должно быть исповедуемо всяким благочестивым человеком, несмотря на споры по этим вопросам учёных голов). На четвёртом месте стоят известные спорные пункты или учения, которые не покоятся ни на ясном свидетельстве Писания, ни на исконном согласии церкви, – учения, введённые в Западной церкви лишь в последние века. Оспаривание учений этого последнего рода не запрещается никому, но в большинстве случаев и не рекомендуется (приведённый выше набросок заимствован из сочинения «De officio рii ас publicae tramquillitatis vere amantis viri»). Свобода по отношению к римскому догматизму здесь очень ограничена. Вручённое императору Фердинанду исследование: «Dе articulis religionis inter Catholicos et Protestantes controversis» показало, что автор сохраняет Римскую церковь почти неизмененной, за приверженцами же «Аугсбургского исповедания» желал бы признать лишь незначительные права. Несмотря на это, Римская церковь прокляла все его без исключения сочинения. Полное издание этих сочинений вышло под заглавием: «Georgii Cassandri Belgae theologi Opera omnia», Paris 1616 г.



 
PR-CY.ru