КАМИЛАВКА - Страница 2

Согласно современному «Положению о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви» (М., 2011 г.), решение о награждении камилавкой находится в компетенции епархиальных архиереев (по благословению может производить викарный архиерей). Камилавку полагается носить во время богослужения (снимать в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Священники награждаются камилавкой не раньше чем через три года после награждения набедренником. Выпускники духовных учебных заведений, имеющие положительную характеристику от администрации и успешно окончившие полный курс обучения, как и магистры богословия, могут быть удостоены епархиальным архиереем ношения камилавки. Награждённый клирик получает право ношения и скуфьи такого же цвета (право ношения чёрной скуфьи, как в храме, так и вне храма, принадлежит каждому пресвитеру со дня его хиротонии). Награждение диаконов камилавкой происходит по указу Патриарха Московского и всея Руси не раньше чем через пять лет после возведения в сан протодиакона. Протодиакон, награждённый правом ношения камилавки, может носить скуфью фиолетового цвета (право ношения чёрной скуфьи вне храма принадлежит каждому диакону со дня его хиротонии). В средневековой Европе слово «camelaucum» (также исследователи встречают другие варианты написания: «camelaucium», «calamaucum», «calamacum») обозначало тип головного убора. Обычно так называли головной убор ветхозаветных первосвященников (впрочем, у него было немало и других обозначений: митра, тиара, кидар, просто «шапка» (pileum) и проч.). С учётом сохранившихся средневековых изображений библейских сцен исследователи предполагают, что такая камилавка представляла собой невысокий конусообразный колпак. Иногда под камилавкой понимали большую шапку, закрывавшую часть лица, которую носили представители низших слоёв населения. В таком смысле её упоминает латинская версия «Жития святой Марии Египетской». Камилавка встречается в качестве монашеского головного убора неопределённой формы в грамоте 816 г. из монастыря Санкт-Галлен и в «Житии святого Бурхарда», достопочтенного графа (XI в.). Имеется ряд свидетельств того, что камилавка, вероятно, в подражание византийским императорам, носили некоторые светские государи: царь готов Тотила (541–552 гг.), король Римский Конрад III (1138–1152 гг.), императоры Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (1155–1190 гг.) и Фридрих II (1220–1250 гг.), император Латинской империи Балдуин I Фландрский (1204–1205 гг.).

 



 
PR-CY.ru