КАМИЛАВКА

КАМИЛАВКА – в современной практике православных церквей один из головных уборов духовенства, считающийся наградой (РПЦ) или элементом повседневного облачения (греческие и другие православные церкви). В средневековой Европе – наименование ряда головных уборов. В Византии словом «камилавка» назывался один из видов балдахина над императорским троном; также это слово использовалось для обозначения головных уборов. Чаще всего так называлась невысокая остроконечная шапка из войлока, вероятно, персидского происхождения, которую носили военные и охотники. В византийскую эпоху головные уборы греческого духовенства представляли собой шляпы с широкими загнутыми полями. В поствизантийскую эпоху в обиход входит головной убор другого типа (обозначавшееся искажённым словом «камилавка», которое переосмыслено как происходящее от «покров»), имеющий тулью цилиндрической формы с плоским верхом (в современной греческой практике она имеет небольшие поля вверху цилиндра). Греческая камилавка всегда чёрного цвета. Её носят как представители белого духовенства, так и монахи (греческие монахи поверх камилавки надевают также чёрное покрывало – наметку (крепу), подробнее см. в ст. Клобук). Камилавка считается символом принадлежности к духовенству и вручается при хиротонии. На Руси духовенство в повседневной жизни традиционно носило скуфьи (небольшие шапочки для прикрытия гуменца, имеющие округлую или чашеобразную тулью, в последующей традиции – с крестообразными складками наверху) или шапки особого вида. Различие между греческими и русскими головными уборами священства было замечено в XVII в. Большой Московский Собор 1666–1667 гг. постановил, что скуфьи вручают пресвитерам и диаконам сразу после хиротонии, и они должны носить их постоянно (снимать нужно только во время богослужения); это постановление подтвердил и Московский Собор 1674 г. Тем не менее, многие священнослужители стали носить камилавку в подражание греческому клиру. При этом противники реформ обвиняли таких священников в подражании римо-католикам. Указом императора Павла I от 18 декабря 1797 г. белому духовенству даровалось в качестве награды право ношения камилавки из бархата фиолетового цвета (порядок награждения определялся Святейшим Синодом). Камилавку полагалось носить во время богослужения. В русской традиции камилавки имеют фиолетовый цвет, они выше греческих и расширяются кверху (монашеский клобук имеет чёрный цвет, в отличие от греческой традиции изначально изготовляется с наметкой).

 



 
PR-CY.ru