КЕСАРЬ

КЕСАРЬ (I в.) – апостол от 70 (память 8 декабря, 30 марта; память в Византийской церкви 29 марта, 30 июня – в Соборе 70 апостолов). В Новом Завете этот святой не упоминается. Примерно с V–VI вв. в христианской агиографической и литургической традиции возникло представление о Кесаре как об одном из 70 апостолов, основанное, как полагают исследователи, на ошибочном толковании заключительной части «Послания апостола Павла к Филиппийцам»: «Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома» (Флп. 4:22). При этом в святоотеческой экзегетике под «кесаревым домом» обычно подразумевался императорский дворец, а под христианами, от имени которых апостол передаёт приветствия, – приближённые и придворные императора. В Новое время Джозеф Барбер Лайтфут доказал, что выражение соответствует латинскому понятию «Familia Caesaris», и что речь идёт не о родственниках императора и царедворцах (как считал, например, Жан Кальвин), а об императорских рабах и вольноотпущенниках, работавших во внутренних и административных службах империи. Их численность составляла несколько тысяч человек только в Риме, и ещё тысячи состояли на государственной гражданской службе в провинциальных городах; внутри «Familia Caesaris» существовала значительная социальная дифференциация. Большая часть её членов были уроженцами Греции, Анатолии, Сирии и Египта, среди них были и евреи, некоторые из них могли быть христианами. Высказывались предположения, что у членов «Familia Caesaris» существовала особая связь с филиппийцами, или что они были императорскими курьерами, осуществлявшими связь между столицей и Филиппами (последнее предположение критиковал Дж. Рьюман). В византийский период также формировалось представление о том, что Кесарь был одним из последователей апостола Павла и апостолом от 70. В каталогах учеников Псевдо-Епифания (V–VI вв.), Псевдо-Дорофея (VII–VIII вв.) и Псевдо-Ипполита (VII–VIII вв.) Кесарь назван епископом Диррахия (ныне Дуррес, Албания), также сказано, что о «нём упоминал апостол» (вероятно, речь идёт о Флп. 4:22). Эта информация повторяется в ряде византийских Синаксарей под 30 июня, но под 8 декабря Кесарь именуется епископом Короны, которую обычно отождествляют с городом Корона (ныне Корони) на Пелопоннесе. Высказывалось также предположение, что речь идёт об искажённом названии Кирены (Киринеи) Ливийской. Память Кесаря вместе с апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой, Тихиком, Епафродитом и Онисифором в византийских Синаксарях празднуется 8 декабря. Под этой датой содержатся краткие сведения о Кесаре: он и чествуемые вместе с ним апостолы «добро житие проживя, преподобнически пася и управляя вручёнными им Церквами и народом, претерпели множество искушений и мучений за Христа и были убиты идолопоклонниками». Иногда память этих апостолов помещалась под соседними датами: 7 или 9 декабря.

 



 
PR-CY.ru