КЛАР - Страница 6

Достоверные сведения о почитании Клара в Бордо восходят к XIV в. Память святого указана в бревиариях, созданных в этот период для некоторых городских храмов. Впоследствии центром почитания Клара стала церковь св. Евлалии, где хранились мощи Клара и его спутников («семи блаженных»). Авторы XVI–XVII вв. сообщали о надписи на стене храма, в которой говорилось о перенесении мощей святых в Бордо и о строительстве для них особой капеллы по приказу императора Карла Великого. Исследователи полагают, что надпись была выполнена в XV в. Считается, что церковь св. Евлалии находится на месте женского монастыря, основанного в VII в., но достоверных сведений о том, когда мощи Клара были доставлены в Бордо, нет. Высказывалось предположение, согласно которому мощи Клара, первоначально хранившиеся в Лектуре, были вывезены в Бордо в VIII в., во время вторжения арабов в Аквитанию. По мнению Ж.М. Бенака, останки Клара были перенесены из Лектура в Ош, впоследствии по указанию императора Карла Великого часть мощей доставили в Бордо. Почитание Клара укрепилось при кардинале Франсуа де Сурди, архиепископа Бордо (1599–1628 гг.), который велел изготовить для мощей святых позолоченные деревянные реликварии и установил обычай выносить их во время процессии в первое воскресенье июня (к этому дню в Бордо собирались паломники). В настоящее время в архиепископстве Бордо память Клара совершается 2 июня, празднование проходит в церкви св. Евлалии. В октябре 1858 г. по инициативе Луи Антуана де Салини, архиепископа Ошского, часть мощей Клара была передана из Бордо в город Лектур. В торжественной встрече святыни приняли участие 12 католических епископов. В 1908 г. в Лектуре состоялось празднование в честь 50-летия перенесения мощей, в церкви святых Гервасия и Протасия (до 1801 г. – кафедральный собор) была освящена капелла во имя Клара, в ней поместили реликварий с мощами святого. Особое почитание Клара сложилось в аббатстве св. Мартина в Тюле (с 1317 г. – епископская кафедра). В нескольких грамотах X в. сообщается о хранившихся здесь мощах Клара, Лауда и других святых. В грамоте 932 г. говорится, что Клар был мучеником, но в другом документе Клар и Лауд названы исповедниками. Согласно более поздним богослужебным книгам из Тюля, почитавшегося здесь св. Клара отождествляли с этим Кларом, его память совершалась 1 июня (с октавой; 28 мая отмечался день перенесения мощей, по бревиарию первой четверти XIII в.). К вопросу о том, чьи мощи хранились в Тюле, обращался Э. Балюз. В богослужебных текстах из Тюля, как отметил историк, Клар прославляется как христианский проповедник, епископ и мученик, но достоверных сведений о происхождении мощей нет (по преданию, святыню принёс в Тюль некий странник). Современные исследователи полагают, что в Тюле хранилась часть мощей св. Клара, епископа Нантского, которую вывезли из Нанта или из Анже в связи с нападениями норманнов в IX–X вв. Поминовение Клара указано в бревиарии XIV в. из Лиможа, в бревиарии аббатства св. Марциала (начало XV в.) и в печатном бревиарии Лиможского диоцеза (1625 г.). Сохранились данные о почитании Клара в других городах и селениях Юго-Западной Франции, святого считали целителем глазных болезней.



 
PR-CY.ru