КУРСКАЯ и РЫЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 10

Перед началом учебного года в 1957 г. в нескольких храмах в Курске на богослужении присутствовали около 600 школьников, некоторые исповедовались, причащались, оставались на молебен. В числе особенностей приходской жизни исследователи отмечают соблюдение постов. Как писал уполномоченный Совета по делам РПЦ по Курской области Володин в отчётном докладе за второе полугодие 1958 г., на Страстной неделе возрастало число прихожан и уменьшалось число посещающих кинотеатры, в первый день Пасхи в кинотеатрах часто не хватало билетов. Характеризуя положение и деятельность церкви в Курске в 1958 г., Володин отмечал: «Сейчас в церковь приходят люди, которые не бывали в церкви и не говели по 10–15 лет. Увеличивается число говеющих в Великий пост» (Государственный архив Курской области). Если в 1955 г. в Курске было крещено 37% родившихся, и совершено церковное отпевание 42,8% умерших, то в 1960 г. эти показатели составили соответственно 46,6% и 66,9%. По сообщению Володина, во Введенской и в Троицкой церквах Курска в 1957 г. каждое воскресенье крестили по 25–30 детей. В 1950 гг. значительные средства продолжали вкладывать в восстановление церковных зданий. На восстановление Введенской церкви в 1954 г. было потрачено 50 тыс. руб., в 1955 г. – 61 тыс. руб. В Нижне-Троицком храме были проведены работы на 56 тыс. и 89 тыс. руб. соответственно. В сентябре 1956 г. закончился капитальный ремонт кафедрального Сергиево-Казанского собора, на который ушло более 1 млн. руб. Вместе с тем подавляющее большинство храмов области в середине 1950 гг. не имело отопления. Курский епископ Иннокентий (Зельницкий; с 1957 г. – архиепископ) настаивал на ремонте церквей, считая, что приведение зданий в порядок защитит приходы от закрытия. Он помогал общинам добывать необходимые стройматериалы, выдавал им денежные ссуды. Власти, особенно в Белгородской области, препятствовали строительной деятельности церкви. В июне 1961 г. секретарь исполкома Курского облсовета дал указание председателям райисполкомов «сдерживать все работы, которые под видом ремонтов имеют в виду излишнее украшательство церквей, создание в них благолепия» (Государственный архив Курской области). В 1959 г. власти вновь запретили крестные ходы в Курскую Коренную пустынь. Паломничество давно вызывало озабоченность местных властей и работников Совета по делам РПЦ. Летом 1953 г. в паломничестве приняло участие около 15 тыс. человек, крестный ход 1954 г. был еще более многолюдным, в 1955 и 1956 гг. число паломников достигло 20 тыс. человек. В июне 1957 г. в Курскую область был направлен старший инспектор Совета по делам РПЦ А.М. Пашкин «по вопросу непрекращающегося паломничества в Коренную пустынь». Он предложил рекомендовать епископу заняться разъяснением, что водный источник на территории бывшего монастыря никакими целебными свойствами не обладает. Несговорчивость архиепископа Иннокентия (Зельницкого) привела к переводу архиерея по требованию уполномоченного в декабре 1958 г. на Ростовскую кафедру. 28 ноября 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по прекращению паломничества к так называемым “святым местам”». Подчиняясь давлению со стороны Совета по делам РПЦ, патриарх Алексий I (Симанский) отправил Курскому и Белгородскому епископу Роману (Тангу) письмо с требованием воспрепятствовать проведению паломничества.

 



 
PR-CY.ru