КЛЫКОВ Вячеслав Михайлович - Страница 3

Исследователи находят выразительным камерный памятник великой княгине Елизавете Фёдоровне (Москва, Марфо-Мариинская обитель, 1990 г.). Интересным по композиции исследователи считают последний из монументов – великомученику Георгию Победоносцу на бульваре Победы в Рязани (2006 г.), ставший символом города. Для установки памятников В.М. Клыков приглашал к сотрудничеству архитекторов, но порой и сам выступал в этой роли, поскольку имел необходимые знания по первой, строительной специальности. Созданные им памятники святым нередко вызывали дискуссии в церковной среде по поводу их художественного решения и соответствия канонам православного искусства. Изучая отечественные художественные традиции, В.М. Клыков обратился к первым монументальным скульптурным образам Древней Руси – поклонным крестам. По подобию каменного Боровичского креста XIII–XIV вв. он создал серию поклонных крестов, установленных в 1990 гг. – начале 2000 гг. в Москве, Краснодаре, Белгороде, Мичуринске (Тамбовская область), Липецке, на границе Белоруссии, России и Украины близ села Новые Юрковичи (Брянская область), в селе Красная Поляна (Курская область) и др. Круговая форма памятников создавалась оригинальным приёмом: лопасти креста так сильно расширялись к концам, что почти сходились. Пространственные промежутки между концами лопастей заполнялись перемычками, придающими кресту форму круга. Нижний конец крестов был удлинён, что подчёркивало вертикальную линию установки. На крестах расположены рельефные изображения: в средокрестии – трёхфигурный Деисус; в верхней части – Святая Троица; в нижней – святые. Более традиционную форму крестов с изображением Распятия с предстоящими, но меньших размеров В.М. Клыков использовал для установки на месте будущих памятников (например, князю Дмитрию Донскому в Москве), в монастырях (Новоспасский, Сретенский в Москве), в качестве надгробий певцу Игорю Владимировичу Талькову (Ваганьковское кладбище, Москва) и архимандриту Ипполиту (Халину) (рыльский Николаевский монастырь, Курская область). Образцом для перевода в монументальные формы для них стали аналойные деревянные резные кресты, распространённые на Русском Севере. Большое место в творчестве В.М. Клыкова занимала тема защиты Отечества, военной истории. Он создал памятники князю Дмитрию Донскому (город Дзержинский, Московская область, 1997 г.); князю Александру Невскому (Курск, 2000 г.); князю Святославу Игоревичу (Запорожье, Украина, 2005 г.); первому солдату Преображенского полка Сергею Леонтьевичу Бухвостову (Преображенская площадь, Москва, 2005 г.). В год 300-летия строительства русского флота в Липецке был открыт памятник императору Петру I (1996 г., рельефы выполнены скульптором Александром Евгеньевичем Вагнером, архитектор Сергей Алексеевич Сошников), который стал символом города. Здесь, на реке Воронеж, шли работы по заготовке материалов для строительства кораблей перед вторым Азовским походом 1696 г. Благодаря Петру в 1700 г. стали возводиться Липские железоделательные заводы для производства пушек (ныне Новолипецкий металлургический комбинат), где и была отлита скульптура. Фигура молодого царя, показанная В.М. Клыковым в энергичном движении, установлена на высокий постамент – ростральную колонну.

 



 
PR-CY.ru