КЛЫКОВ Вячеслав Михайлович - Страница 2

Постепенно внимание скульптора сосредоточилось на изображении деятелей русской истории и культуры. Его работы стали формировать галерею образов выдающихся писателей, поэтов, музыкантов, учёных, исторических лиц. В неё вошли и станковые портреты, и десятки монументальных памятников. В.М. Клыков стремился передать духовное напряжение личности, драматизм её внутреннего мира, связанный с самоотречением ради искусства, науки, справедливости, процветания Отечества. Среди работ В.М. Клыкова памятники: академику Мстиславу Всеволодовичу Келдышу (Москва, 1984 г., архитектор Роман Иванович Семерджиев); актёру Михаилу Семёновичу Щепкину (Белгород, 1986 г.; совместно с Анатолием Александровичем Шишковым, архитектор Станислав Сергеевич Михалёв); поэтам Николаю Михайловичу Рубцову (Тотьма, Вологодская область, 1986 г.) и Константину Николаевичу Батюшкову (Вологда, 1987 г., архитектор Вячеслав Иванович Снегирёв; в 1988 г. В.М. Клыков удостоен Государственной премии РСФСР имени Ильи Ефимовича Репина); композитору Александру Сергеевичу Даргомыжскому (посёлок Арсеньево, Тульская область, 1988 г.); Александру Сергеевичу Пушкину в Тирасполе (1990 г.), Перми (1993 г., архитектор Мендель Иудович Футлик) и Софии (Болгария, 2001 г.); писателям Ивану Алексеевичу Бунину (Орёл, 1995 г., архитектор Роман Иванович Семерджиев) и Фёдору Михайловичу Достоевскому (Старая Русса, Новгородская область, 2001 г.); промышленникам Ивану и Родиону Баташёвым (город Выкса, Нижегородская область, 2002 г.); Петру Аркадьевичу Столыпину (Саратов, 2002 г.) и др. Расцвет творчества В.М. Клыкова совпал с перестройкой, когда в России усилился общественный интерес к дворянской культуре, религии, церковным традициям; начиналась эпоха возрождения забытых святынь. Первостепенной творческой задачей для В.М. Клыкова стало определить, как национальность художника выражается в его произведениях, в чём состоит особенность русской школы монументального искусства. Для этого В.М. Клыков шёл по пути изучения фактов истории, биографии исторических деятелей и использования традиционных художественных форм. Важным этапом в творчестве В.М. Клыкова стала работа над монументом преподобному Сергию Радонежскому, установленным близ Троице-Сергиевой лавры (село Радонеж, Московская область, 1988 г.). Он стал первым в СССР памятником духовному лицу и был возведён без согласования с органами власти. Планировавшаяся установка осенью 1987 г. была запрещена, а монумент «арестован». Однако через год под влиянием общественного мнения открытие состоялось. Монумент расположен на холме, имеет высоту 3 м и представляет собой обобщённый образ старца, на фигуре которого помещено рельефное изображение мальчика. С одной стороны, скульптурный образ напоминает о Житии преподобного Сергия, где описано явление старца отроку Варфоломею. С другой – его можно воспринимать как образ преподобного Сергия одновременно в детстве и в старчестве (подобное соединение разновременных событий в одном изображении характерно для русской иконы). Памятник преподобному Сергию Радонежскому – это новая ступень в творчестве скульптора, открытие для себя истории Древней Руси, неразрывно связанной с церковной культурой, и переход от формальных художественных исканий к отечественным традициям понимания формы. Впоследствии В.М. Клыков создал памятники многим деятелям православной церкви – монахам, подвижникам, молитвенникам: преподобному Серафиму Саровскому в Сарове (Нижегородская область, 1991 г.); равноапостольному князю Владимиру в Севастополе (1993 г., архитекторы Адольф Львович Шеффер, Алексей Иванович Баглей) и Белгороде (1998 г.); преподобному Илии Муромцу (Муром, 1999 г.), равноапостольной княгине Ольге (Псков, 2003 г.); святителю Савве Сербскому (Белград, Сербия, 2004 г.) и др.

 



 
PR-CY.ru