КРИСКЕНТ - Страница 2

О Елладии сказано, что он был архиереем, добрым пастырем и защитником своей паствы. Во время преследований был заключён в темницу, стойко перенёс истязания, чем многих привёл к вере. В темнице ему явился Христос и уврачевал его раны. Мученик скончался после жестокого избиения. Под 28 мая Крискент без дружины упоминается и в Неаполитанском мраморном календаре. В греческих и русских иконописных подлинниках память Крискента включена под 13, 15 или 16 апреля, составители единодушно отмечают молодой возраст святого: «С бородой едва показавшейся» («Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, под 16 апреля); «подобием млад, аки Димитрий Селунский» (Г.Д. Филимонов, под 13 апреля); «молод, с малой бородой» (В.Д. Фартусов). В сводном подлиннике по списку Георгия Дмитриевича Филимонова (XVIII в.) содержится указание на родовитость Крискента: «Сей рода славна, благороден вельми», что отражено в составе одежд святого. Так, в греко-грузинской рукописи (так называемой Афонской книге образцов, конец XV в. – Российская национальная библиотека, под 15 апреля) Крискент (средовек с тёмными короткими (до ушей) волосами) изображён в рост в тунике чуть ниже колена и в плаще, скреплённом у ворота круглой фибулой; мученический чин святого отмечен красным цветом плаща и наличием в руке креста. В поздней интерпретации иконографии Крискента, предложенной в руководстве для иконописцев 1910 г. академиком Виктором Доримедонтовичем Фартусовым, ему рекомендуется прилагать хартию с текстом, подчёркивающим характер подвига: «Немощно иному телу быти сотворену паче мнимаго от души, яко тою водиму и движущуся». В минейных циклах в соответствии с рекомендацией «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) Крискента изображают в мучении («был сожжён огнём»). В языках пламени он представлен на миниатюре в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Житием Димитрия Солунского (1322–1340 гг., 15 апреля) – по пояс, в каменной печи в виде низкого столпа; на фреске настенного минология в церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Трескавец близ Прилепа, Македония (около 1340 г., под 15 апреля) – полуфигура оранта в огне, надпись: «Удивительно видеть Крискента посреди огня, который [Крискент] полагает пламя прекрасным лугом» – перевод Дмитрия Евгеньевича Афиногенова). Фигура святого представлена на иконе из пинакотеки монастыря великомученицы Екатерины на Синае – так называемом Синайском гексаптихе (вторая половина XI – первая половина XII вв., Константинополь). Несмотря на отсутствие в известных иконописных подлинниках упоминаний о святых Крискенте и с ним пострадавших под 28 марта (по Синаксарю Константинопольской церкви), есть несколько изображений под этой датой в настенных минологиях ряда балканских храмов. В церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (Косово и Метохия; около 1320 г.) святой представлен стоящим в рост, надпись удостоверяет изображение Крискента: «Криск и иже с ним [пострадавшие]»). В церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония; 1317–1318 гг.) изображены три ростовые фигуры мучеников в туниках с украшенными оплечьем и подолом, в плащах. Первый (слева) мученик – с седыми вьющимися волосами и со средней длины клиновидной бородой, второй – средовек с тёмными волосами и округлой густой короткой бородой, третий – моложе средовека, с такой же формы, но менее густой бородой. В левой руке каждый держит крест, правая скрыта плащом.



 
PR-CY.ru