КРИСКЕНТ

КРИСКЕНТ (III – начало IV вв.) – мученик Мирликийский (память 13, 15 апреля). Согласно Мученичеству (единственная рукопись – конца Х – XI вв.), Крискент родился и жил в Мирах Ликийских (близ современного города Демре, Турция), происходил из знатной семьи. Во время гонения на христиан был арестован за насмешку над языческими богами и приведён на суд к не названному по имени правителю. Святой отказался назвать имя, сказав, что он «христианин». Когда правитель узнал, из какого знатного Крискент рода, он стал уговаривать его принести жертву идолам только для вида. Крискент отверг это предложение, за что его сначала избили палками, а затем истязали железными крюками. По молитвам к Господу Крискент не чувствовал боли. Тогда правитель приказал прижигать его раны факелами, но палачи отказались, поскольку видели ангелов, которые препятствовали им подойти к мученику. Разгневанный правитель приказал бросить палачей в море, а Крискента заключить в темницу, после чего снова предложил ему принести жертву идолам. Крискент вновь отказался и был отправлен в горящую печь, но явившийся ангел остудил огонь, сохранив мученика невредимым. Крискент обратился к Божьему посланцу с просьбой принять его душу и с молитвой отошёл ко Господу. Мучители бросили тело Крискента на съедение зверям, однако христиане похоронили честные останки; от мощей подвижника происходили исцеления. Исследователи отмечают, что мученичество Крискента имеет ярко выраженные признаки легендарной истории и содержит сюжетные совпадения с другими сказаниями о мученичествах. Однако древность почитания Крискента в Мирах подтверждается упоминанием мартирия (храма) мучеников Крискента и Диоскорида на дороге из Андриаки в Миры, недалеко от ворот Мир Ликийских, во всех редакциях самого раннего текста о Николае Чудотворце – так называемые «Деянии о стратилатах» (текст составлен до середины VI в.). В этом тексте мартирий локализуется на площади под названием Диоскуры; исследователи полагают, что христианский мартирий должен был вытеснить существовавший на этом месте храм соимённых мученику Диоскориду античных божеств – братьев Диоскуров. Андрей Критский в энкомии Николаю Мирликийскому упоминает Крискента среди Мирликийских мучеников вместе с Диоскоридом и Никоклом (Фемистоклом?). В Мученичестве Крискента сказано, что он пострадал во время так называемого великого гонения, которое исследователи готовы соотнести с Диоклетиановым (303–313 гг.); однако мученик Диоскорид, с которым Крискент покоился в одном мартирии, и мученик Фемистокл, укрывавший Диоскорида, согласно Мученичеству Фемистокла, пострадали при императоре Деции (249–251 гг.). В византийских Синаксарях конца Х – XIV вв. память Крискента помещена под 12, 13, 14 и 15 апреля. В сказании Cинаксаря Константинопольской церкви под 15 апреля подчёркнута роль Крискента как борца с идолами; под 28 мая Крискент упоминается вместе с Диоскоридом и Павлом как Римский мученик, скончавшийся в печи (в некоторых Синаксарях под 20 или 29 мая без указания на Рим); общепризнанно, что речь здесь идёт о Крискенте и Диоскориде Мирликийских, а не о другом Крискенте и не о мученике Смирнском Диоскориде (память 11 мая), таким образом, исследователи полагают, что 28 мая совершалась общая память Крискента и Диоскорида Мирликийских. Под 15 апреля Крискент Мирликийский упомянут и в Римском Мартирологе. Там же под 28 мая находится память Крискента, Диоскорида, Павла и Елладия (последний – это не связанный с остальными святой, упоминающийся в византийских Синаксарях под 27, 28 или 29 мая).

 



 
PR-CY.ru