КОРНИЛИЙ, Крюков - Страница 12

Для нужд паломников в это время заказывали также небольшие иконки с поясным или поколенным прямоличным изображением Корнилия упрощённого письма (музей Андрея Рублёва, частное собрание в Ярославле, церковь праведного Лазаря в Вологде). Извод Корнилия с видом обители встречается в искусстве XIX в.: например, две иконы, бытовавшие в Грязовецком районе (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), основаны на различных источниках иконографии. На одной Корнилий написан в рост в правой части композиции, его правая рука прижата к груди. Слева в облаках – образ Спаса в сиянии, под ним на берегу реки – условное изображение обители с основными церковными зданиями. На полях – «приписные» святые: Угличский князь Иоанн (преподобный Игнатий Прилуцкий) и равноапостольная Мария Магдалина, т.е. икона, как полагают исследователи, писалась на заказ. На другой иконе фигура благословляющего святого со свитком в левой руке помещена в левой части композиции, справа вверху – поясной образ Богоматери с Младенцем, внизу – панорама Корнилиева Комельского монастыря с подробным и достоверным изображением архитектурного ансамбля. На обороте – дарственная надпись 1907 г. от настоятеля обители архимандрита Антония (Быстрова). К этому изводу исследователи относят и золотофонный образ из собора Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде. Такие изображения создавались партиями на рубеже XIX и XX вв. в иконописных сёлах Владимирской губернии или писались в самом монастыре. Уникальным произведением исследователи считают образ Корнилия с 44 клеймами Жития под записью конца ХVIII в. из собора Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде. Исследователям известно, что в обители существовала икона Корнилия с таким же количеством клейм, созданная до 1643 г. В среднике – фронтальное ростовое изображение благословляющего Корнилия, в его левой руке – развёрнутый свиток с текстом: «Братï повинитес наставником[ъ…]». Святой облачён в розовато-охристую рясу, вишнёво-коричневую мантию, синие куколь и параман, фигура приземистая, ноги широко расставлены. У Корнилия недлинная окладистая борода с проседью и кудрявые волосы, обрамляющие одинаковыми буклями лик с правильными крупными чертами, испещрённый морщинами. Вверху – образ Спаса Нерукотворного. По периметру средника в два ряда расположены клейма с сюжетами: рождения Корнилия в Ростове; крещения Корнилия; пострига Корнилия в монашество в Кирилловом Белозерском монастыре; возвращения Корнилия домой для увещевания брата Акинфия (Иакинфа); рукоположения Корнилия во диакона; пострига Акинфия в монашество; встречи Корнилия со святителем Новгородским Геннадием; намерения святителя Геннадия рукоположить Корнилия во священника; святитель Геннадий благословляет Корнилия на безмолвие (?); пустынножительства Корнилия и беседы с паломником; прихода Корнилия в Комельский лес на берегу реки Нурмы (?); чуда о разбойниках, заснувших близ кельи Корнилия (в трёх клеймах); Корнилий благословляет монаха Ананию собирать милостыню при дороге для пополнения монастырской казны; чуда с иконой во время литургии и покаяние монаха Анании; покаяния монахов-нарядчиков, замышлявших убийство Корнилия под мостом (?); явления Корнилию в тонком сне преподобного Антония Великого, указавшего раздавать просфоры и калачи нищим; приезда в обитель великого князя Василия III Ивановича и беседы его с Корнилием; чудесного сохранения обители во время нашествия татар; Корнилий молитвой исцеляет руку монаха Иова (?); исцеления от ран монастырского служителя Василия; Корнилий перед кончиной вручает братию игумену Лаврентию; преставления Корнилия.

 



 
PR-CY.ru