КОРНИЛИЙ ВЫГОВСКИЙ, Конон - Страница 2

Изображения Корнелия Выговского исследователи встречают на некоторых рисованных темперой и чернилами настенных листах, созданных в конце XVIII – первой половине XIX вв. в Выговской пустыни, и на произведениях, по стилистике и технике исполнения сходных с иконами. Так, «портрет» Корнелия Выговского в овальном картуше сохранился в цикле поясных прямоличных изображений выговских основателей и киновиархов первой четверти XIX в. (Серпуховский музей). На Корнелии Выговском охристая ряса и коричневая мантия, клобук на плечах, на голове островерхая скуфья. У него характерное лицо с морщинами на щеках и переносице, борода длинная, более узкая на конце, но незаострённая, пряди волос лежат на плечах; пальцы правой руки сложены в двуперстном жесте; внизу подпись «Инок Корнилий». Подобный извод воспроизводился на книжных эстампах середины – второй половины XIX в. На листе первой трети XIX в. (Государственный литературный музей) Корнелий Выговский и инок Виталий показаны в молении на берегу реки Выг на фоне обнесённого деревянной стеной скита с часовней и поклонным крестом под сенью; в облаках – благословляющий Спаситель. Корнелий Выговский изображён слева, одет в голубую рясу, короткую тёмную мантию и чёрный клобук, персты его правой руки сложены для крестного знамения. Похожий тип изображения с более панорамным пейзажем и разнообразными скитскими постройками воспроизведён на миниатюре 1908 г. работы Фёдора Антоновича Каликина (музей Андрея Рублёва). В центре одного из листов начала XIX в. (музей истории религии) между четырьмя портретами выговских основателей размещено круглое клеймо с молящимися на фоне скита иноками Корнелием Выговским и Виталием. Образ Корнелия Выговского включён также в настенную композицию родословного древа киновиархов Выгорецкого общежития. Так, на листе первой четверти XIX в. (Государственный литературный музей) фронтальные изображения Корнелия Выговского и инока Виталия в картушах расположены по сторонам от центрального рисунка деревянных построек скита и двух келий на переднем плане. На некоторых лубках образы основателей помещены в верхней части древа (первая половина XIX в. из собрания Алексея Петровича Бахрушина – Отдел письменных источников Исторического музея). По мнению исследователей, образ Корнелия Выговского есть и на листе «Поклонение иконе Пресвятой Богородицы и панорама Выговского и Лексинского общежительств» художника В. Тарасова (1838 г., Исторический музей) и на близкой по рисунку гравюре (вторая четверть XIX в., Русский музей). На аналогичной по композиции живописной картине, созданной предположительно в 1870–1880 гг. в мастерской Преображенского кладбища в Москве (поступила в Русский музей из ОЛДрП), Корнелий Выговский написан первым в левой группе, в земном поклоне перед Печерской иконой Божьей Матери. Корнелий Выговский представлен также в поморской композиции иконного типа с образами старообрядческих старцев (первая половина XIX в., музей истории религии), выполненной на горизонтальной доске с ковчегом. Под поясным образом Иисуса Христа в облачном сегменте изображены в молении девять почитаемых старообрядцами отцов в монашеских одеждах, но только стоящий в центре и немного впереди Корнелий Выговский написан прямолично, с чётками в левой руке. Поясной образ Корнелия Выговского есть также на картине с овальными портретами поморских деятелей, созданной в 1870–1880 гг. на московском Преображенском кладбище (из собрания Петра Ивановича Щукина, Исторический музей).



 
PR-CY.ru