КОРНИЛИЙ ВЫГОВСКИЙ, Конон

КОРНИЛИЙ ВЫГОВСКИЙ, Конон (около 1570 – 1695 гг.) – инок, один из основателей Выголексинского общежительства. Сведения о Корнелии Выговском содержатся в его Житии, составленном в 1720 гг. его бывшим келейником и учеником иноком Пахомием; в 1731 г. Житие было переработано в традициях выговской литературной школы Трифоном Петровым (перввую редакцию Жития издал Д.Н. Брещинский). Корнелий Выговский родился в крестьянской семье. В юности почувствовал тягу к монашеству, отправился в Ветлужские леса к знаменитому аскету Капитону, однако тот не принял Корнелия Выговского, ссылаясь на его юность, и направил в Корнилиев Комельский монастырь, где Корнелий Выговский был пострижен в монашество (около 1588 г.) и стал пономарём. В Комельском монастыре Корнелий Выговский провёл 24 года. После смерти своего келейного отца отправился странствовать, обойдя много городов и обителей (в том числе Троице-Сергиев (см. Троице-Сергиева лавра) и Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыри), оказался в Москве (жил в монастырях Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех, Новоспасском московском в честь Преображения Господня, Симоновом Новом московском в честь Успения Пресвятой Богородицы). В 1619–1620 гг. был келейником Иерусалимского патриарха Феофана IV, когда тот находился в Москве. Трудился пекарем сначала у Московского патриарха Иоасафа I (1634–1640 гг.), потом в Новгороде, у митрополита Аффония (1635–1649 гг.), участвовал в его погребении (1652 г.). Корнелию Выговскому неоднократно предлагали священство, но он всякий раз отказывался. В начале 1650 гг. патриарх Иосиф поручил Корнелию Выговскому «надсмотрение над попами и дьяками» кремлёвского Архангельского собора, Корнелий Выговский должен был «ковать и смирять за некоторыя погрешения». Когда на Патриарший престол был возведён Никон (1652 г.), к которому, предвидя церковную «смуту», Корнелий Выговский ещё в Новгороде отказывался идти под благословение, Корнелий Выговский покинул Москву и вместе с Досифеем (впоследствии игумен Николо-Беседного монастыря) бежал на Дон. После трёхлетнего пребывания на Дону Корнелий Выговский 12 лет укрывался в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни; когда и здесь были введены новые обряды и книги, начал скитания по Северу, в Олонецких пределах. Три года жил в келье близ реки Водлы, три  с половиной года – на Кяткозере, из них два года – с Епифанием, будущим сподвижником протопопа Аввакума Петрова; позже Корнелий Выговский состоял в переписке с пустозёрскими узниками. Преследования властей заставляли его постоянно менять место жительства. Вокруг него собирались многочисленные последователи, около сотни человек жили в его поселении на реке Выг, у Корнелия Выговского приняли постриг старообрядческие иноки Серапион, Варлаам (Быков). Корнелию Выговскому принадлежит выдающееся место в истории Выголексинского общежительства: Андрей Денисов (см. в ст. Денисовы), Даниил Викулин и З.С. Дровнин обсуждали с ним планы дальнейшего существования старообрядческого поселения в Выговской пустыни. Именно Корнелий Выговский благословил начало здесь общего жития и введение монастырского устава в октябре 1694 г. Келья Корнелия Выговского на берегу реки Выг, где он жил вместе с иноком Виталием, почиталась выговцами на протяжении всего XVIII в. Над могилами старцев была возведена часовня, в которой ежегодно служили панихиды. Парное изображение Корнелия Выговского и Виталия на фоне скита выговцы помещали на настенных листах. Старообрядцы считали Корнелия Выговского местночтимым святым, на день его памяти, 30 марта, ему была составлена особая служба.

 



 
PR-CY.ru