КРАСНОСТОКСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

21 ноября (праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы) 1652 г. лампада затеплилась сама. Чудо самовозжигания лампады повторилось трижды: 29 ноября, 3 и 5 декабря. Побывавшие в доме Тышкевича монахи-доминиканцы посоветовали перенести образ в отдельную комнату. Когда в 1658 г. икону сняли со стены, то ощутили благоухание, а семь бутонов из венка расцвели, лишь один остался сухим. В 1662 г. комиссия Виленского епископа, изучив под присягой свидетельства очевидцев, признала чудотворность образа. Была составлена книга чудес от иконы, в которой фигурировало больше 160 эпизодов (1652–1673 гг.), преимущественно исцелений и спасений при несчастных случаях (позже их число превысило 300). После признания образа чудотворным с разрешения епископа Александра Сапеги в Красностоке был построен деревянный костёл (освящён в 1668 г.); чудотворный образ стал привлекать множество паломников. 8 сентября 1764 г. жена генерала артиллерии Великого княжества Литовского Бригитта Сологуб (урождённая Радзивилл) подарила к иконе серебряную раму. В 1759–1785 гг. доминиканцы возвели большой каменный костёл на месте древней постройки, остатки которой обнаружены археологами в 1980 гг. В инвентарной описи костёла 1828 г. чудотворный образ, стоявший в главном алтаре, описан кратко: «Пресвятая Дева Мария с ризой серебряной, местами золочёной» (Отдел рукописей библиотеки Академии Наук Литвы). В 1852 г. костёл был закрыт властями, здание в 1866 г. передано православному духовенству. Образ остался в храме и почитался как православными, так и католиками; на Святую Троицу и в Петров день к нему приходили поклониться несколько тысяч паломников. 6 сентября 1901 г. в Красносток из Гродно был переведён женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Написанный на кипарисовой доске «походный складень» со следами створок, крепления лампады со множеством привесов, в «золотой» (очевидно, золочёной) ризе и в киоте до 8 сентября 1901 г. хранился на аналое в алтаре из опасения, «чтобы не захватили католики». Лишь во время богослужения его выносили на середину храма. В 1901 г. для поклонения народа была написана копия на холсте (124×90 см), ставшая «основной чтимой» (также с привесами) иконой. Исследователям неизвестна судьба копии образа работы художника Иоганна Шреттера, который находился накануне закрытия доминиканского костёла в его главном алтаре. Согласно православной литературе начала XX в., в церкви она находилась на столбе за левым клиросом. В 1916 г. ввиду угрозы оккупации Красностока германскими войсками чтимые иконы были вывезены в Гродно, но среди них эта копия Краснотокской иконы Божьей Матери не упоминается.

 



 
PR-CY.ru