КРАСНОСТОКСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

КРАСНОСТОКСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, Ружаностокская, Рожаностокская, (празднование 7 октября) – чудотворный образ, получивший название по месту обретения и пребывания в конце XIX – начале XX вв. в монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище Красносток (до 1663 г. – Кривосток) Сокольского уезда Гродненской губернии (ныне деревня Ружанысток (рус. Красносток) Подляcского воеводства, Польша). Поскольку икона почитается православными и католиками, реконструкция её ранней истории имеет несколько версий. Православная историография связывает Краснотокскую икону Божьей Матери с князем Урусовым, который воевал в Литве в XVI в.; в качестве протографа указывается закрывающийся складень. Икона была родовой святыней Урусовых, переданной по женской линии семье Тышкевичей (у себя Урусовы сохранили копию древнего образа). Однако, согласно генеалогии Урусовых, начало роду было положено только в 1615 г., когда Касим-мурза из ногайских князей принял крещение с именем Андрей. Исследователи полагают, что в преданиях отражены более поздние события Русско-польской войны 1653–1667 гг., когда воевода царя Алексея Михайловича князь Семён Андреевич Урусов (около 1610 – 1657 гг.) в ноябре 1655 г. сражался с войсками Великого княжества Литовского на западе Белоруссии. Историк православия на Подляшье священник Григорий Сосна полагает, что чтимый образ Божьей Матери, списки которого известны в нескольких храмах этого региона, существовал уже в начале XVII в. в каменной церкви, построенной в Кривостоке в середине XVI в. Хрептовичами. От этого образа иконографически могла происходить чудотворная Краснотокская икона Божьей Матери из дома Тышкевича, написанная на кипарисовой доске и вставленная в двухстворчатый «походный складень». Она упоминается впервые при передаче Красностокского храма православным. Эту икону жена Тышкевича Евфросиния «благословила брать мужу в военный поход». В доме же осталась другая Краснотокская икона Божьей Матери, написанная по заказу Евфросинии в Гродно (как полагают исследователи, художником Иоганном Шреттером), вскоре проявившая чудесные свойства. В католических источниках икона-складень не упоминается. В рукописной книге чудес 1652–1676 гг., апробированной Виленским епископом Николаем Слупским в 1676 г., сообщается, что икону для дома купил Феликс Тышкевич у гродненского художника, уже раньше написавшего несколько священных изображений. Евфросиния поместила икону в спальне, украсила её венком из высушенных цветов и зажигала перед ней лампаду.

 



 
PR-CY.ru