КАЛАЧНИКОВ (Калашников) Николай - Страница 3

В пасхальном концерте «Ныне вся исполнишася света» – только одна смена метра, образующая трёхчастную форму. В концерте Вознесению «Восприемлему Тебе, Христе» Николай Калашников сменой метра четыре раза подчёркивает фразы прямой речи, имеющиеся в тексте стихиры («и глаголет к ним»), а также использует нечётный метр в характере сарабанды в заключении всего концерта. В некоторых масштабных концертах Николая Калашникова («На Тя, Господи, уповах», «Спаси мя, Господи») метр не меняется. При повторении тематического материала в ансамблевых разделах Николай Калашников широко применяет приёмы хорового варьирования. По мнению исследователей, особенностью сверхмногоголосия Николая Калашникова, как и русского партесного концерта в целом, является его разноритмичность, в чём выражается вариантность, свойственная русской полифонии, русскому народному многоголосию (об этом пишет Валентина Николаевна Холопова в связи с 12-голосной херувимской Николая Калашникова, обнаруживая в трёх проведениях туттийного рефрена от 8 до 12 ритмических линий). Связь с фольклором В.Н. Холопова усматривает и в приёме временного и акцентного варьирования тексто-музыкальных синтагм (например, на слове «херувимы» в первом проведении рефрена херувимской). Исследователи отмечают, что Николай Калашников широко использует музыкально-риторические фигуры типа anabasis, katabasis, exclamatio (восклицание), а также пышные концертирующие распевы у солирующих партий, придающие звучанию пафос и особую декоративность. Сочинения Николая Калашникова демонстрируют многообразное воплощение концертной формы (контрастно-составные двух-трёхчастные и рефренные формы), их отличает стройность композиции, хорошо выверенные пропорции. Публикаций сочинений Николая Калашникова чрезвычайно мало: в книге Тамары Николаевны Ливановой (Рерман) напечатаны без текста первая часть Всенощного бдения на 12 голосов (нотная вкладка) и фрагмент концерта на 24 голоса. Полностью опубликована одна херувимская.



 
PR-CY.ru