КАЛАЧНИКОВ (Калашников) Николай

КАЛАЧНИКОВ (Калашников) Николай (первая половина – середина XVIII в.) – русский композитор, автор многохорных партесных духовных сочинений на 12 и 24 голосов. Биографические сведения о Николае Калашникове исследователи не обнаружили. Исследователи отмечают, что большинство произведений Николая Калашникова («службы Божии» на 12 и 24 голоса, херувимские, концерты) созданы в стиле переменного, концертного партесного многоголосия. Образцом постоянного многоголосия, но без опоры на первоисточник, исследователи называют Всенощное бдение на 12 голосов. Сочинения Николая Калашникова сохранились в комплектах рукописных певческих книг, выполненных в середине XVIII в. и принадлежавших преимущественно новгородскому архиерейскому хору (Исторический музей). Уникальный сборник многохорных композиций Исторического музея содержит два 24-голосных произведения Николая Калашникова, обозначенные в реестре в партии первого баса как «Служба Божия: Творение: Калачникова: в которой две Херувимские и два роспева Достойно есть: 24 голоса:» и концерт «Иже заповеди Божия сохраняет: праведной: Ел[изавете]». Отсутствующая в реестре рядом с названием концерта фамилия композитора выписана во многих партиях перед нотным текстом («Калачников»). В партии четвёртого тенора рядом с концертом №23 есть пометка «1744 го[ду]». Создание концерта на текст стихиры из службы св. праведной Елисавете, скорее всего, как полагают исследователи, указывает на его посвящение императорице Елизавете Петровне (исследователи полагают, что расцвет творчества Николая Калашникова совпал со временем её правления). К 1740 гг. исследователи относят и рукопись Исторического музея, в которую включены три произведения Николая Калашникова: «Херувимская болшая» (имеет пометки: в реестре – «Калачник», в партии третьего баса – «Н. Калачникова», в партии первого баса – «Н. Калашникова»), концерт Вознесению Господню «Восприемлему Тебе» (№23, в партии первого баса с пометками «Творение Н.К.», «Н. Колачников» на листе 48, «Н.К.» на листе 51) и «Всенощное бдение на 12 голосов, творение Николая Калачникова». Концерт Вознесению Господню содержится также в рукописях середины XVIII в. (Исторический музей). Самая поздняя рукопись, содержащая «Службу Божию ТНК [ТNК, т.е. творение Николая Калачникова]», имеет вкладную запись: «В александрову слободу в монастырь», датированную 1777 г. (Исторический музей; восемь книг, партии третьего хора утрачены). Самое полное собрание концертов Николая Калашникова сохранилось в рукописи Исторического музея (в 12-голосном комплекте отсутствует партия второго баса), всего содержащей около 250 произведений крупнейших мастеров партесного письма первой половины XVIII в., в том числе Василия Титова, Василия Кирилловича Тредиаковского, архимандрита Герасима (Завадовского) и др. Реестр в партии первого баса даёт указания на авторство Николая Калачникова трёх херувимских: № 16, 17 – «Калачниковы» на листе 1, №19 «Калачникова» на листе 2.

 



 
PR-CY.ru