КИРИЛЛ - Страница 2

В конце перечня помещены главы о преступлениях, совершённых крестоносцами во время захвата Константинополя, и о сходстве католического учения с древними ересями. По мнению издателя, упоминание миссии папского легата кардинала Пелагия в Константинополе 1213 г. является позднейшей вставкой, другие исследователи считают его частью оригинального текста. 5. Толкование на Книгу пророка Аввакума (сохранились фрагменты в рукописи). Риторические сочинения. 1. «Слово для некоего юноши в честь патриарха господина Георгия Ксифилина в Лазареву субботу» – похвальное слово, составленное при жизни Ксифилина (до 7 июля 1198 г.). 2. Речь в честь Георгия Ксифилина, произнесённая в церкви св. апостолов Петра и Павла в Орфанотрофии в 1193–1194 гг. (не опубликована, дошла в рукописи). 3. Инаугурационная речь в честь назначения дидаскалом Апостола (содержит основные биографические сведения о Кирилле). 4. Речь в честь святых апостолов Петра и Павла, произнесённая в их церкви (сохранилась фрагментарно). Исследователи предполагают, что составлена по случаю назначения Кирилла дидаскалом Евангелия. Поэтические сочинения. 1. Эпитафия Константинопольскому патриарху Михаилу III Анхиалу (ум. в 1178 г.), 34 двенадцатисложника (самое раннее сочинение Кирилла). 2. «Монодия на кончину одного талантливого юноши в форме вопросов», 55 двенадцатисложников. Необычная поэтическая форма (эпитафия написана в форме вопросо-ответов) породила подражания: исследователям известна анонимная эпитафия на кончину Константинопольского патриарха Дионисия I (ум. в 1492 г.), использующая отдельные строки поэмы Кирилла. 3. «Ямбы на великий пожар, случившийся в Константинополе по Божьей воле 25 июля 6705 г.». Поэма (более 900 двенадцатисложников) дошла в двух редакциях. Заглавие сохранилось только в венецианском списке. По предположению издателей, 6705 г. от Сотворения мира (1197 г. н.э.) должен быть исправлен на 6700 г. (1192 г. н.э.), в таком случае речь идёт о пожаре, известном также из «Истории» Никиты Хониата. Приписываемые сочинения. В рукописи, содержащей некоторые сочинения Кирилла, дошло произведение «Речь для некоего юноши к императору в день Богоявления». Речь посвящена прославлению побед не названного по имени императора над пиратами и варварами. Издатель усмотрел в тексте аллюзии на события конца XI в., датировал его 1094–1096 гг. и определил его адресата как Алексея I Комнина. Другие исследователи признали авторство Кирилла и датировали речь 1193 г., считая её адресатом Исаака II Ангела. Согласно ещё одной реконструкции, речь могла быть составлена либо в 1194 г., либо в 1200 г. Дошедшие в рукописи стихотворные экфрасисы икон, приписывавшиеся Кириллу, по мнению исследователей, не могут быть признаны его оригинальными творениями.



 
PR-CY.ru