КИРИЛЛ

КИРИЛЛ (середина XII в. – начало XIII вв.) – митрополит Кизический, византийский экзегет, полемист, поэт; в миру Константин Стильб (Стильвис). Основным источником биографических сведений о Кирилле служат его собственные произведения, однако высокая степень риторизации, обилие аллегорий и перифраз не позволяют исследователям интерпретировать их однозначно и установить точные датировки. Переписка Кирилла почти не сохранилась, исследователям известны краткие послания к брату и к протонотарию дрома Феодору Авликаламу. Исследователи полагают, что Кирилл начал преподавательскую карьеру при патриархе Луке Хрисоверге (1157–1170 гг.). В течение 12 лет Кирилл преподавал богословие в школе при церкви св. апостолов Петра и Павла в Константинополе, затем ещё два года – при церкви Спасителя у ворот Халка (это назначение произошло между 1194 и 1198 гг.). В конце 1190 гг. Кирилл вошёл в число высших патриарших чиновников: сначала был назначен дидаскалом Псалтири (предположительно при патриархе Георгии II Ксифилине), затем – дидаскалом Апостола (при патриархе Иоанне X Каматире) и дидаскалом Евангелия. До 1204 г. Кирилл был поставлен митрополитом Кизическим, но после латинского завоевания был вынужден оставить город. Последнее упоминание о Кирилле содержится в одном из посланий историка Никиты Хониата, созданном между 1206 и 1208 гг. в Никее. Богословские и экзегетические сочинения. 1. «Наставление о святых Мандилионе и Чрепии» написано в 1194–1197 гг.; по предположению Бернара Флюзена, произнесено 16 августа в честь назначения Кирилла преподавателем в школу при церкви Спасителя у ворот Халка. 2. «Краткое изложение православной веры христиан» было произнесено, по мнению исследователей, Кириллом при поставлении митрополитом Кизическим. 3. «Различение истинных и подложных речей Златоуста» создано в период пребывания Кирилла на митрополичьей кафедре. В первой части краткого рассуждения Кирилл размышлял о причинах возникновения псевдоэпиграфов, во второй – о способах отличить подложные сочинения от подлинных. 4. Сочинение «Обвинения против Латинской Церкви в том, что касается её учения, писаний и многого иного» создано после 1204 г., содержит перечень расхождений между Западной и Восточной церквами, организованный по тематическому принципу (догматика и святоотеческое наследие, обряды, правила для архиереев и иереев, почитание святых, священническое облачение и еда). Кирилл первым из византийских полемистов включил в антилатинский трактат особый параграф с критикой индульгенций.

 



 
PR-CY.ru