КОНСТАНТИН КОСТЕНЕЧСКИЙ - Страница 2

Первая представлена фрагментарно сохранившимся списком 1433 г. (Российская государственная библиотека); вторая – четырьмя русскими и сербскими списками XVI в. (старший в сборнике 1540 гг.: Российская государственная библиотека); третья редакция является русским сокращением первой четверти XVI в. Исследователям известно также анонимное проложное Житие деспота. Пространное Житие было написано по поручению Сербского патриарха Никона, желавшего, по мнению исследователей, канонизировать деспота (но канонизация состоялась только в ХХ в.). По сути, это Житие исследователи считают биографией св. Стефана с элементами хроники и византийского энкомия – хвалебной песни в честь императора. Константин Костенечский описал жизнь героя, сравнивая его с пророками Моисеем, Давидом, Соломоном, императором Александром Македонским, в реальной исторической и географической среде. Генеалогию деспота, которую автор возводит по женской линии к византийскому императору Константину I Великому, предваряет подробное описание Сербии как райской обетованной земли: приводятся характеристики климата, природы и природных богатств; кратко описаны история сербов и их традиции. Далее подробно представлены исторические события конца ХI – первой половины ХV вв., на фоне которых разворачивалась деятельность Стефана Лазаревича, начиная с истории османской династии и завоевания османами Балкан, отношения между различными политическими деятелями внутри сербской державы и международные контакты Сербии с другими странами (например, с Венгрией и Боснией); упоминается даже о движении Яна Гуса в Чехии. В конце Жития помещена восторженная похвала деспоту, 13 её фраз начинаются с анафоры «Радуйся». Исследователи отмечают, что Житие имеет некоторые формальные и текстовые особенности, не характерные для агиографического жанра (в нём три самостоятельных акростиха; имена многих персонажей исходно помещены в маргиналиях). Особенностью исследователи называют и финальные стихи, восхваляющие деспота. Они снабжены фразовым акростихом, выражающим скорбь Константина Костенечского по поводу утраты покровителя («Странник странствующий (своё) оплакиваю странничество»). На Руси Житие послужило важным источником византийской и южнославянской истории XIV–XV вв. при составлении в первой четверти XVI в. «Русского Хронографа». Родословие сербских правителей в составе Жития стало важным этапом в истории этого жанра в сербской литературе. В богословско-грамматическом и полемическом трактате «Сказание о письменах» (1424–1426 гг.) Константин Костенечский излагает концепцию о языке как средстве Божественного Откровения и затрагивает разнообразные вопросы: о нормах правописания и о происхождении кирилло-мефодиевского языка, об устаревших методах обучения сербских детей.

 



 
PR-CY.ru