КОНСТАНТИН II - Страница 3

Исследователи полагают, что угроза патриарха об отлучении князя от церкви возымела своё действие; кроме того, после разорения Киева и утраты городом статуса общерусского политического центра князь Андрей уже не был заинтересован в создании отдельной от Киева митрополии, поскольку он и так доминировал на Руси, управляя Киевом из Владимира через своего ставленника. 8 мая 1169 г. князь Андрей Боголюбский отправил наречённого Владимирского митрополита Феодора в Киев, где Константин II возглавил соборный суд над ним. В отношении обвинённого в ереси и святотатстве Феодора были применены нормы гражданского византийского права: «Митрополит же Костянтин повеле ему язык урезати, яко злодею и еретику, и руку правую утяти, и очи ему выняти, зане хулу измолви на Святую Богородицу». Содержание «ереси» и «хулы» Феодора исследователям неизвестно, но для исследователей очевидна его каноническая вина, состоявшая в том, что наречённый владыка, выполняя волю Владимиро-Суздальского князя, вышел из-под власти Киевского митрополита («Полное собрание русских летописей», том 1). Ростовский епископ Леон вернулся на кафедру, на которой оставался до 1183 г. в сане архиепископа. Повышение в сане он получил, по мнению исследователей, около 1169 г. от патриарха Луки Хрисоверга, который таким образом надеялся повлиять на князя Андрея Боголюбского, чтобы тот принял законного архиерея (Владимир Лаврентьевич Янин, полагая, что события, связанные с изгнанием и оправданием Леона, имели место в 1161–1164 гг., считал, что новый титул Леон получил в 1165 г. одновременно со Иоанном (Илиёй) Новгородским). С возвращением в Ростов Леона исследователи связывают воссоединение разделённой при Феодоре Ростово-Суздальской епархии и окончательный отказ от планов создания отдельной от Киева митрополии. По мнению Ольги Владимировны Лосевой, с Константином II и событиями 1169 г. может быть связано составление «Слова о празднике Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы», посвящённого установлению праздника в честь победы 1 августа 1164 г. над волжскими булгарами. Однако в «Слове...» содержится сообщение о том, что празднование было установлено Ростовским епископом Нестором, который, по мнению Елены Леонидовны Конявской, мог вернуться на Ростовскую кафедру после изгнания Леона в 1159 г. Исследователи считают маловероятным, что упоминание в «Слове...» епископа Нестора могло появиться при Константине II, который поддерживал Леона – противника Нестора. Следующий после Константина II Киевский митрополит – Михаил упоминается в синодальном постановлении Константинопольской патриархии от 24 марта 1171 г. Для исследователей очевидно, что Константин II к тому времени уже не занимал кафедру (раньше без достаточных оснований считалось, что последним свидетельством о деятельности Константина II является упоминание безымянного митрополита при встрече в Киеве князя Романа Ростиславича в июле 1171 г.; в Ипатьевской летописи событие, по мнению исследователей, ошибочно помещено под 1174 г. – «Полное собрание русских летописей», том 2).



 
PR-CY.ru